Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

«Выбрано не кланяются измене ...»

  1. Отец Андрей - настоятель в с. стекло
  2. патриотическое воспитание
  3. Львовский псевдо собор
  4. ссылка
  5. Жизнь в ссылке
  6. Смерть и похороны

Новорукоположенного о. Андрей Михалиха

"Помните о наставников ваших, которые
предсказывали вам слово Божие, и, глядя внимательно
на кончину их жизни, подражайте вере их "
(Евр.13,7)

Родился в. Андрей Михалиха 10 июля 1886 в с. Остров, Ярославского уезда на территории современной Польши в крестьянской семье Михаила Михалихы и Иустины с Кендзерських. Кроме него, были еще младшие дети - брат Иван и сестра Мария. Впоследствии сестра вышла замуж и сменила свою фамилию на Романец.

Переписываю с папиного собственноручной записной книжки от 25.07.1958 года в. Осинник Кемеровской обл. (Западная Сибирь, Россия), куда отца после отбытия наказания направили к нам, вывезенных дочерей. К сожалению, мама умерла 16.06.1948 года, а папы отправили к нам на спецпоселение 15.11.1954 года.

Вот какие воспоминания об этих событиях у записной книжке отца:

"Село Остров Ярославского уезда (Польша) - это мое родовое село, где я родился 10.07.1886 года, а 18.07 этого года там же в упомянутой греко-католической церкви св. Славного великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия (Юрия), патрона Греко католической Церкви, окрестил меня и миропомазал старенький священник о. Андрей Правецький. Он был тогда стареньким, больным и потому крестил меня и миропомазал в приходстви. А поскольку чувствовал свою преждевременную смерть, то попросил моего отца о согласии окрестить меня своим именем Андрей, вместо Петр , как хотел отец на честь своего деда Петра, а также потому, что родился я перед праздником Святых Апостолов Петра и Павла.

17 июля во церковном календаре является днем ​​св. Андрея, поэтому епископ Критский для меня патроном первым, а второй мой патрон - св. Андрей Первозванный ".

В записной книжке папа почему-то не записал, но в разговоре с нами вспоминал, что о. Правецький дедушке Михаилу говорил: "Хотел бы, чтобы он был священником". Дедушка Михаил, знаем от папы, о словах о. Правецького не рассказывал никому, понимая, что они являются бедными людьми и изучить сына на священника не в состоянии. Но, как видим, с Божьей помощью исполнились слова-желания в. Правецького: Андрюша стал о. Андреем.

Отец Андрей - настоятель в с. стекло

Вскоре после работы на приходе в с. Немиров Яворивского района 14 октября 1926 в. Андрей был назначен священником в с. Стекло Яворивского района.

Если же быть более точным, то, по словам историка Василия Лабы, отец Михалиха "последовательно служил в приходах Себечев, Сурохов, Полкини, Старый Кропивник и Немиров».

Первоочередной задачей на новой прихода было создание хора. Знаю из рассказа родных, а потом и сама это видела, что папа много времени уделял подготовке церковного хора. Молодые ребята и девушки, а также старшие мужчины и женщины, один, а даже и два раза в неделю встречались у нас дома, на плебании, или в церкви, где отец учил их церковного пения. Так продолжалось несколько лет. Но впоследствии функцию руководителя хора принял на себя местный дипломированный дирижер Василий Варениця. И папа БАВ очень доволен его работой.

Очень важным для успешного функционирования прихода стало то, что в нашем селе жили сестры Служебницы, которые осуществляли серьезную воспитательную работу с детьми 3-7 лет, а также поддерживали порядок в церкви. Их труд имел большое значение для села, потому что эти сестры становились помощницами для населения в духовном воспитании. Люди часто обращались к ним за поддержкой, и никому они не отказывали.

Организованные в. Андреем и сестрами Служебниц дети несколько раз в течение года выступали с концертами. За собранные на таких действах средства детям из бедных семей покупали кое-что из одежды, игрушки, а остальные "артистов" угощали сладостями. Тем же детям из бедных семей отдавали и весь наш одежду, из которой мы выросли.

Конечно, о. Андрей очень ценил присутствие сестер в селе и всегда благодарил им всем, чем мог ли лошадьми поле им вспахал, или еще оказывал какую-то другую помощь. А также относился к сестрам как к членам семьи: делил с ними и хлеб с Парастас, и пояса с Пасхальных праздников.

Медицинского обслуживания в селе в это время не было. Теперь удивляюсь, как так могли жить люди. Поэтому первую помощь люди получали в своего священника и сестер Служебниц. Помню, что в то время с медикаментов были только йод и вата, с чем в основном и приходилось отцу брать на себя обязанности врача. Но, как говорили люди, "после егомосцевих рук скоро рана засыхает».

Жизнь отца Андрея и его семьи в селе Шкло легким назвать нельзя, потому что сын отца, а наш брат Василько 1922 н. был тяжелобольным: имел воспаление суставов. Сначала болезнь то обострялась, то временно ослаблялась. Но так продолжалось 5 лет, за которые недуг прогрессировала, и следствием ее стал инвалидную коляску.

Хочу немного больше рассказать о Василька, ибо, как на свой возраст, то была очень набожная и хороший ребенок. В те времена, как и сейчас в конце концов, ходили бедные милостыню просить. А имел наш брат собранные деньги с именин, дня рождения от гостей «на сладкое». Когда он услышал, что бедные пришли, то отдал свою копилку на книги для убогих. И болезнь обострилась, и в жестоких страданиях 13-летний Вася умер в день и час своего рождения: 27 июля 1935 года. Даже перед смертью не думал только о себе. Чувствовал, что умирать будет, и для того, чтобы мама не видела его кончины, попросил ее принести воды, а когда та вышла, то обратился к любимому всеми нами дяди Николая, маминого брата, с просьбой перекрестить его, потому что сам не мог, ведь руками и ногами почти не владел, а также просил, чтобы не плакали за ним, потому что он в небе будет счастливым и болеть он уже ничего больше не будет. Так и умер, пока мать воду принесла.

Похоронили Василька, по его же просьбе, у деда Михаила, который незадолго до того также умер от легочной болезни.

Но горе не только у нас только было. В селе умерла мать двоих близнецов. Сестричка и братик остались с бабушкой, потому что их отец умер еще раньше. Мальчик Биць Петруньо выделялся ремесленными умениями. Наш папа, когда заметил эти способности, взял его под свою опеку и записал в Яворовскую ремесленную школу на 3-летнее обучение. Петруньо быстро влился в нашу семью, в Яворове жил в нашей бабушки Евгении Двулит с тремя нашими сестрами: Марией, Еленой, Оксаной и двумя братьями: Иваном и Николаем. От нас всех он был старшим, поэтому больше находил общий язык с Иваном, который среди нас там был самым, а от Петруня - на несколько лет моложе. Не забывал Петр, конечно, и свою бабушку с сестренкой. Приезжая на каникулы, навещал их, гостинцами угощал.

Петруньо оказался благодарным сыном. После окончания ремесленной школы поставил каменные надгробия на могилах дедушки Михаила и брата Василька.

патриотическое воспитание

Важным для отца Андрея было воспитание у детей не только рис духовности, религиозности, но и патриотизма. Уже с детства папа прививал нам любовь к своему народу, к Украине. Правда, это совсем не нравилось польской власти. Поэтому в 1937 году был арестован и осужден на 5 лет лишения свободы наш старший брат Ваня. Наказание он отбывал в Бялысток. В этом же году, еще до войны, была арестована наша сестра Мария (в будущем - жена политзаключенного Линди Остапа) за чествование могил погибших Сечевых Стрельцов. Ее также осудили на 3 года лишения свободы, а отбывала она наказание в Перемышле. Но сроки наказания брат с сестрой не отбывшие до конца, потому что в сентябре того же года Западная Украина была присоединена к УССР, и все польские политзаключенные-украинцы были амнистированы. Мария и Иван счастливо вернулись домой.

Был в селе парень из бедной семьи - Михацкий Василий, которого называли Дзиньом. Он рано осиротел. И начали распространяться слухи о селе, что он может "сойти на злую дорогу". Когда эти слухи дошли до нашего папы отца Андрея, он предложил своему сыну, уже сформированном патриоту Иванко, подружиться с ним. Через некоторое время юноши в Перемышле стали политзаключенными.

Вспоминает об этих арестах и ​​Василий Лаба в своей "Истории села Стекло. От древнейших времен до 1932 года". Вот как он об этом пишет: "В начале августа 1938 полиция делала обыск в священника о. Михалихы и арестовала его 20-летнего сына Ивана, который закончил гимназию. Через несколько дней его выпустили. 18 августа 1938 полиция снова проводила в селе обыски . При этом были арестованы Иван Гнилюх и Илья Грынык, а на следующий день Иван Михалиха и Василий Мехацко. Причиной обыска была деятельность ОУН. Очевидно, что она имела свои клетки в деревне ".

Вторая мировая война сразу же забрала у нас другого члена семьи - мобилизовали в армию Петруня. Он так и не вернулся домой, пропал без вести. Вечная ему память.

Кроме Петруня, наши родители до 1939 года ухаживали, одевали и кормили еще одного парня из бедной семьи - Козака Ивана (кличка у него была "Бедный"). Хотя служения бедным отца Андрея и его жены, а нашей мамы Атаназия, опекой этих ребят не ограничивалось. В День Святого Николая наиболее необходимые вещи в подарок получали и другие: то сироты, или просто нуждающиеся люди. Это и семья ХОМИК, и семья Стадников.

Жена отца Андрея, а наша мать, имела такую ​​же потребность служения ближним, как и ее муж. У нее был один принцип: женщин-помощниц, кухарок нанимала только с физическими недостатками, потому что понимала, что таких никто не примет к себе. Но рассчитывалась с ними, как с физически здоровыми. Среди таких женщин была одна жительница с. Верблян, ее звали Маруня. Она была инвалидом, поэтому ни воды из колодца, ни выдоенного молока из конюшни не могла сама принести. Она доила корову, а занести молоко мы уже и сами могли. Была еще такая Когут Зося, также калекой родилась.

Еще при временного господства немцев папа подарил одной еврейской семье в Шкло (фамилии их уже не помню) дойную корову, чтобы те могли прокормить детей. Но не пришлось им долго пользоваться папиным подарком, поскольку пришли фашисты и забрали всю семью. Правда, тот еврей даже в такую ​​трудную для него минуту оказался порядочным человеком: как увидел, что к нему направляются немцы, отвязал корову, чтобы и вернулась в прежнее хозяина.

В 1941-1942 годах на Яворовщине распространялась эпидемия пятнистого тифа. Не обошла эта болезнь и нашу семью. Заболели папа, мама, сестра Лена, я и бабушка, которая так и не выздоровела (в 1942 году скончалась на Рождество). Мать в это время была настолько больна, что лежала, теряя время от времени сознание в течение месяца. А когда выздоровела и пришла в себя, то очень тяжело перенесла известие о смерти бабушки, своей матери.

В настоящее время эпидемии тифа в Шкле лечили два врача-евреи: Ратнер и Гельберг из Львова. В период уничтожения немцами евреев отец Андрей Михалиха прятал Ратнера у себя дома. Об этом знали наши родители, брат Ваня и старшие сестры, а нам, младшим, которые в это время учились в Яворове, этого знать, как считали родители, не требовалось. У нас на плебании была комната, в которой никто не жил. Была она составом для старой мебели и вещей. Именно в той комнате и проживал в тяжелых условиях врач. Да и его беда не обошла. От брата Ваню он узнал, что его (Ратнерева) жена, увидев, что в ее дом следует гестапо, покончила жизнь самоубийством - выскочила из окна. Теперь смысла для укрытия врач не видел, а тем более подвергать нас опасности. Брат Ваня раздобыл для врача фиктивный документ, и удалился. Говорил, что попытается перейти в Варшаву, где должен хороших знакомых. Ваня сопровождал врача к Краковца. Впоследствии папа получил от Ратнера письмо из Варшавы, в котором тот сообщал, что у него все хорошо.

В тот же день, когда брат провожал врача Ратнера, у нас дома был гестаповский обыск. Ничего не нашли, но забрали отца, двух сыновей (Николая и Исидора) и двух односельчан, которые в это время выметали из трубы сажу. Немцы не обращали внимания ни на то, что перед ними уже не молодой человек (отцу было тогда 57 лет), ни на то, что он священник, а издевались над ним, заставляя до полного истощения бегать вокруг клумбы. И когда появился брат Ваня, то всех арестованных у нас в доме отпустили, оставив Ваню. И это произошло только потому, что старший из гестапо был временно отсутствует, а его заместитель оказался человечнее. Иванкове же пришлось нелегко. Ночью "человечный заместитель" привез его, чтобы попрощаться, и до 1945 года мы считали нашего старшего брата без вести пропавших. Но в 1945 году, когда немцы капитулировали, людей было освобождено из немецких тюрем и концлагерей. Однако Ваня сразу вернуться домой не смог, потому что еще были на этой территории войска немцев, скрывались. Как он сам рассказывал, скрывался в конюшне одной немки, не зная, что ее муж - гестаповец. Однажды, когда она немка принесла есть свиньи, брат не сдержался и начал есть при ней из корыта, потому что был очень голоден. По одежде и женщина поняла, что перед ней "призрак человека" из "зоны полосатых", то есть из концлагеря, и сжалилась над обездоленным заключенным. Сказала, что принесет то, что "Богом предназначено человеку есть", и одежду своего мужа. А потом направила его в надежных старых немок, которые помогли брату счастливо вернуться домой.

Но здесь одна эпидемия отступила, а вторая нахлынула: советская власть старшего сына отца Андрея также приняли за врага. На грузовой машине его вместе со многими такими же, как он, повезли во Львов. Это было новое терпения для семьи отца Андрея. На второй день старшая сестра Мария, которая потом стала Линда, пошла пешком во Львов, чтобы узнать о судьбе брата Ваню (так транспорта не было). Но брата не нашла. Ребята, которые были арестованы вместе с ним, рассказали, что в Яновском лесу Ваня и еще один из узников попросили сойти с машины по необходимости и не вернулись. А еще до ее возвращения у нас были представители НКВД, но ни о Иванка, ни о другом конкретном не спрашивали.

Львовский псевдо собор

Весной 1946 был созван "Львовский собор", а вскоре "Собор священников Яворивского района" в г.. Яворове в присутствии духовенства из Львова, о. Костельника и гражданского государственного представительства из Львова. Отец Костельник выступал, агитируя за принятие московского православия. Эту агитацию священники выслушали молча. А потом папа, отец Андрей Михалиха, попросил слова. Он обратился к о. Костельника так:

- Если бы ваши слова услышал митрополит Андрей Шептицкий, то перевернулся бы в гробу!

После папиных слов львовский гражданский представитель сказал:

- Ты сегодня можешь идти бить камни на дороге!

- У меня есть взрослые дети, - ответил отец Андрей, - и до того не допустят, меня удержат. Отцы, прошу вас, освободите зал и выйдите за мной. Слава Иисусу Христу!

Но, к сожалению, отец Андрей вышел сам. В коридоре и на улице возле этого помещения было много присутствующих яворовчан. Они аплодисментами встречали папу, который так геройски защищал свою Церковь.

Но тогдашняя безбожная власть не оставила этого без внимания - 21 октября 1946 в. Андрея Михалиху арестовали, хотя в документе почему-то написано 25.06.1946 г.. Сделали на плебании ревизию (а это были уже только кухня и комната). Так нас ограничили жилой площадью. А жили там папа, мама, дочери Елена, Дарья, Ирина и сыновья Исидор и больной Николай. После этого забрали отца в Яворов для составления протокола, а затем "черным вороном" отправили во Львов в тюрьму на Лонцкого. Впоследствии - военный трибунал (статья 54-3 и 54-10 ч.И ККУРСР) до 10 лет ИТЛ, конфискация имущества и 5 лет лишения прав.

ссылка

Места лишения свободы: Львов (Лонцкого) Золочев; Подкамень; Броды; Лагерь Донбасса - Ясиноватая, Сталинская обл., Ольгинский р-н .; Еленовская карьеры; Емельчина, Мариинск Кемеровской обл .; а тогда - Осинникы Кемеровской обл. к нам, трех его дочерей, на спецпоселение (15.11.1954 г.).

Еще до папиного ареста в 1945 году представители советской власти мобилизовали в трудармию нашего брата Николая (1924 г. н. Э.), Не обращая внимания на то, что он именно болел тяжелой инфекционной болезни. Через год, в 1946 году, Николай вернулся домой в критическом состоянии здоровья и долго лечился в Яворове и во Львове.

А в мае 1947 года арестовали нашего младшего брата Исидора (1929 г. н. Э.) С группой товарищей, учениками 10-го класса, в м. Орел (там он учился). Судебный приговор - 25 лет лишения свободы и ссылки в Воркуту.

В этом году, 22 октября, вывезли и маму (1892 г. н. Э.) С тремя дочерьми: Еленой (1917 г. н. Э.), Дарья (1926 г. н. Э.), Ириной (1927 г. н. Э). Мать и без этого было слабое здоровье. Через 8 месяцев в г.. Осинникы Кемеровской обл. она умерла.

Брат Николай, служивший в трудармии при вывозе почти всей его семьи, в знак "благодарности" вывезен не был. Но на второй день после нашего вывоза его с высокой температурой выписали из стационарного лечения. Можно только представить себе самочувствие больного человека, в один день потеряла всех родных! Так брат Николай оказался на улице без крыши над головой, еще и до того - больной и одинокий. С Божьей помощью он едва добрался до Моршина, в старшей сестры Марии Линди, которая жила с маленькой дочкой Марией и своей свекровью Линда Розали, а ее муж Линда Остап, Куринный командир сотник УПА, погиб в 1944 году во время боев в Карпатах (в "Черном лесу»). 3 Линда Остапом погиб и второй зять отца Андрея - Владимир Козак (член штаба ВО), муж сестры Оксаны. Она с сынишкой Зиновием после этого устойчивого места жительства не имела, так как боялась, чтобы ее, как и семью, не арестовали.

Жизнь в ссылке

Обстоятельства жизни выселенных людей были крайне тяжелые. Под одной крышей на трехэтажных нарах, с одной кухонной плитой (3 метра длиной) жило 300 человек разного возраста, разного состояния здоровья, только судьба была одинакова "врагов" народа ", большевистского шовинизма.

Честь и слава прихожан церкви села Стекло за то, что в такое трудное как материально, так и политически время не забыли своего пострадавшего священника отца Андрея. Организацией поддержки папе занялись прихожане Кужик Иван и Стень Марьян. Собранные "лепты с трудно заработанного хлеба" высылали папе в ссылку.

Еще наш дедушка, отец Илярий Двулит, перед своей смертью предсказал такие события. Он говорил маме, которой тогда было 18 лет: "Ты, доченька, будешь похоронена вдали от родной земли". А своему сыну Николаю Двулит говорил следующее: "Своими способностями пользоваться не сможешь - такие придут времена". Случилось так на самом деле.

Среди "болота коммунизма" также были порядочные люди. И одним из таких оказался начальник лагеря в Марийскую. Перед увольнением на свободу начальник вызвал к себе папу и просил честно признаться, за что тот сидит такой длительный срок. Отец ответил откровенно: "Нас арестовали только за то, что мы не подписали, не изменили своей веры, остались верными Греко-Католической Церкви. Но этой атеистической власти не важно, в какую церковь ходить человек. Главное - чтобы" веру уничтожить ". говорил это папа начальнику лагеря "на свой страх и риск". Но такой ответ начальнику понравилась. в благодарность за такую ​​откровенность, а еще, наверное, потому, что сам был того же убеждения, выдал всем 12-ти священникам, которые были в его лагере, неиспользуемый одежду. А человек, выдававший эту одежду, по слов ами папы, была или "батюшкой", или монахом.

15 ноября 1954 папа поездом приехал к нам в г.. Осинникы. И тут произошел примечательный случай. Хотя папа и был в чистом и новой одежде, но это была одежда заключенного. Этим он, старшая лицо, привлек к себе внимание на многолюдном вокзале. Заинтересованным старшим дамам отец Андрей объяснил, за что отбывал наказание. А те сразу же между собой собрали какие-то деньги и дали папе. И хотя папа отказывался, говорил, что приехал сюда к дочерям, но люди оказались настойчивыми говоря: "Вы сделали, как положено священнику". Поэтому и отдали женщины отцу эту жертву.

Интересной была ситуация и с папиным возвращением к нам, своих дочерей. Мы жили далеко от вокзала. Эти же женщины нашли извозчика, что уголь возил, попросили его чтобы к дочерям батюшку довезти. И извозчик с большим уважением относился к духовенству и поэтому отказался везти отца на загрязненных углем санках. Он сказал, что поедет в город, изменит их на чистые, на которых начальника возит. Спросил адрес дочерей. И через некоторое время, взяв меня с собой, приехал на чистых санях по папы.

Какая же это была радость - увидеть папу после стольких лет разлуки (арестовали его в 1946, а в Осинникы к нам он приехал в 1954 года)! Хотя радость и имела и горький привкус, ведь не было уже с нами нашей мамы.

Папа рассказывал: "Нас, священников, в тюрьмах и лагерях больше требовалось, как на свободе, в приходах. Сколько мы молоды спасли от духовной темноты! К этому привлекали мы политзаключенных, и совместными усилиями нам удалось бездуховную, определенным образом деградированную молодежь , лишенную также и светского воспитания, с Божьей помощью перевоспитать на "народ для Божьей хвалы".

На новом месте жительства отец Андрей сразу же взялся подпольно выполнять священникам службу. Здесь он уже имел и помощника, и единомышленника - отца Романа Трешневського, бывшего священника села Немиров Яворивского района. Осужденным он был по той же статье, что и папа. А когда отбыл наказание в лагерях, его также отправили на спецпоселение к жене и сыну в г.. Осинникы.

Но не только нашим поселенцам отцы одаривала служения при духовных нуждах. Многие местного населения доверчиво обращались к ним с духовными потребностями. И это донеслось до двух местных батюшек, служившие в небольшой местной церквушки. Это были порядочные отцы. Они изъявили желание познакомиться с отцом Андреем Михалихою. Но один из них обнаружил неосторожность при знакомстве: одел рясу, которую было видно из-под плаща. И кому-то из недоброжелателей это оказалось не нравится - донесли соответствующим органам. Через неделю этого батюшку отправили в Киевский монастырь. Об этом сообщил папы другой батюшка, который через одну из своих мирянок передал нам 300 рублей (тогда это была большая денежная сумма).

1 февраля 1959 утром, пока папа еще спал, представители органов НКВД пришли сделать ревизию, которая длилась с 9.00 до 18.00. Потом мы поняли, почему так долго все длилось. Они хотели выяснить, кто приходит к нам. Но, к счастью, даже из соседей никто не пришел. Это уже, конечно, показалось странным, потому что не проходило и дня, чтобы папы кто-то не посетил. Отец очень переживал, потому что под кроватью стояла чемодан со всеми священнических вещами. А поскольку она была завернута в белый платок, то еще больше в глаза бросалась. И один из энкаведистов (а было их двое) оказался вирозумилишим. Когда он увидел этот пакет, то только глазами дал мне понять, что знает, что это такое, а для протокола, который писал старший по званию, он вроде ничего не увидел. Так, "ничего не найдя", они ушли. Папа боялся, чтобы они случайно не нашли "Истории Греко-Католической Церкви" - оригинал от Иосифа Слепого, которую папа должен был после переписания передать профессору Черном из города Тернополя, который также был вывезен. На другой же день порядочный энкаведист пришел извиниться за "грубость" напарника и попросил "книгу о Боге". Отец Андрей подарил ему маленькую Библию, которую мы взяли с собой при вывозе.

Смерть и похороны

19 июня 1959 папа проснулся очень рано и сказал, что ему приснился вещий сон: сегодня в 18.00 он умрет. Так и случилось. Отцу внезапно ухудшилось самочувствие, как шел на прогулку, и пока прибежала его дочь Лена, он уже умер. Для нас, трех дочерей, двух внуков (Нелли и Володи), зятя Адама (Ирининого мужа) и для тех людей, которые знали отца Андрея Михалиху, это было тяжелой утратой.

Дома похоронное богослужение отправил отец Роман Трешневський. А на кладбище шли без священника, хоругвей (такие времена были) и с многочисленной количеством людей, которые с особым уважением относились к своему пастыря. Похоронили отца на кладбище "Шурак", как и его жена, но не у нее, потому что места там не было.

Воспоминания Марии,
дочери о. Андрея Михалихы,
священника с. стекло

Если Вы заметили орфографическую ошибку, просто выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Сделаем наш язык чище вместе!