Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Чигирине Чигирине Размышления поэта о прошлом и будущем Украины Эпизод истории ставший толчком к написанию мистерии Подземелье - Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний >> украинская литература >> Украинская литература 9 класс >> Украинская литература: «Чигирине, Чигирине». Размышления поэта о прошлом и будущем Украины. Эпизод истории, стал толчком к написанию мистерии «Подземелье». Его образное переосмысление. Поэта оценка исторических фигур

«Чигрин, Чигрин ...»
Дважды посетив город Чигирин (Чигирин - уездный город Киевской губернии (теперь районный центр Черкасской области), во время Национально-освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг. - гетманская резиденция), казацкую столицу во времена Б. Хмельницкого (Июль-август 1843, апрель-октябрь 1845), Т. Шевченко нарисовал картины «Дары в Чигирине 1649», «Чигринский девичий монастырь», «Чигрин с Суботовского пути». Поэт увидел страшное запустение города, его поразило. По дороге в Петербург 19 февраля 1844 Тарас Шевченко написал страстный стихотворение «Чигрин, Чигрин ...». еще в «Гайдамаки» в разделе «Праздник в Чигирине» поэт предостерегал: «гетманы, гетманы, если бы то вы встали, // Встали, посмотрели на то Чигирин, // Что вы строили, где вы господствовали! // Заплакали бы тяжело, потому что вы бы не узнали // Казацкой славы убогих руин ».


исторический контекст
На протяжении многих веков украинский народ боролся против агрессии соседей: поляков, крымских татар, российского самодержавия - за выживание, свободу, государственность. Национальный, социальный, религиозный гнет со стороны Польши вызвал стихийные и организованные казацкие восстания, которые переросли в Национально-виз¬вольну войну под предводительством Б. Хмельницкого, которая началась 1648 В результате войны украинский народ восстановил свою государственность. Соглашение между Россией и Украиной, подписанное в городе Переяславе, получила название Переяславская и провозглашала воссоединение двух государств на равноправной основе, однако Россия не придерживалась этого договора. Богдан Хмельницкий "сетовал, что Москва выдает Украины полякам, не держит своих обязанностей перед Украинской», как писал М. Грушевский.
Стихотворение «Чигрин, Чигрин ...» открывает рукописный сборник. Это медитативно-философский монолог лирического героя, в котором высказано глубокие размышления о прошлом и будущем Украины, осмысливается ее национальная судьба.
Произведение начинается риторическим обращением Чигрине, Чигрин, которое в стихотворении повторяется трижды и усиливает доверительный тон. Первая часть - это философское размышление поэта о текучести времени ( «Над землей летят лета»), под воздействием которого разрушается все: и святая ... слава Чигирина, и Днепр высыхает, и рассыпаются могилы; потомки забывают о былой славе своих предков, которая, «как пилин, несется за ветрами холодными», о славе гетманскую столицу Чигирин.
В следующей части поэзии изменен стихотворный размер (четырехстопный ямб, тогда как в первой части - хорей), это четыре страстные риторические вопросы, в которых выражено разочарование ходом истории не в пользу Украины:
За что же боролись мы с ляхами?

За что же мы резались с ордами?

За что боронили копьями Московские ребра ??
Что же на ниве рожденное ??!

Ответ - метафорическая картина украинской действительности: «Засевали, // И рудой поливали ... // И саблями боронили» (Рудой - кровью, боронить - обрабатывать землю граблями или боронами). А родила «рута ... рута ... // Воли нашей яд». В этих строках средствами иронии и контраста показано крушение идеи государственности, потерю независимости.

Шевченко прибегает к сильного художественного приема: вводит в стихотворение образ поэта-юродивого (Юродивый - не в себе, психически больной, сумасшедший; в христианской традиции - предвестник, носитель слова Божьего), который затем появится и в других произведениях ( «И мертвым, и живым ... »). Он все знает, понимает, оплакивает Украина , Но люди его не слышат: «А я, юродивый, на твоих руинах // стоит слезы трачу». Художник не может смириться с тем, что
... уснула Вкраина
Сорняком укрылась, плесенью зацвела,
В луже, в болоте сердце прогноила
И в дупло холодное гадюк напустила,
А детям надежду в степи отдала.
Главное средство художественной выразительности - развернутые метафоры.
Еще одним художественным открытием поэта и творческого усвоения им библейских уроков являются следующие части произведения от слов «Пусть ветер все разносит» до слов «Чистой, святой». Пахарь-пахарь, образ-символ поэта-художника, выкует новый лемех (лемех - часть плуга или иного землеройного снаряддя, что подрезает слой земли снизу) и резец (резец - вертикальный чем в плуг, который находится перед лемехом) и в тяжелых упругий ( упруги, упряжь - совокупность предметов для запрягания лошадей, других животных) распахивать перелог (перелог - заросшее травой поле, заведомо не обрабатывается несколько лет для восстановления плодородия почвы, земля, которая никогда не обрабатывалась; целина) рабской покорности народа, засеет на нем искренние слезы - переживания по судьбу Украины. Украинское общество нуждается в обновлении: вместо сукроваты (сукровата, сукровица - желтоватая жидкость, которая вытекает вместе с кровью из пораженных частей тела, сочится из гнойных ран. - «казацкой тии крови, // чистой, святой !!!», и вспомнится поэта «слово забыто ... тихо печальное, богобоязненное». Экспрессивность усиливают три восклицательных знака в конце предложения, два знаки, многоточие. Поэт надеется, что «границ ножами рута // И барвинок разовьется», то есть Украина процветет .

В Новом Завете в «Послании к евреям» записано: «Боже слово живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого - оно проникает до разделения души и духа, и мозгов, и эпохе бы-не судить помышления и намерения сердечные» (Послание к евреям, 4:12). Как видим, у Т. Шевченко те же образы, что и в Библии: «мое тихое слово ... ножи обоюдии», сердце, «... плачет, просит // Святой правды на земле». Однако в стихотворении «Чигрин, Чигрин ...» эти образы приобретают другую окраску:
... на перелози ...
Я посею мои слезы ...
Может, сойдут, и вырастут
Ножи с обеих сторон
Розпанахають плохое,
Гнилое сердце, трудное ...
И выцедит сукровату,
И нальют живой
Казацкой тии крови,
Чистой, святой !!!

Поэзия проникнута мотивами тоски по прежней казацкой славой, патриотическими идеями, верой в лучшую судьбу Украины.

«Подземелье»

История написания произведения
После Переяслава, продолжая лечение в Вьюнище, Т. Шевченко очень много работал. По свидетельству очевидцев, это было время, когда поэт за очень короткий срок (полтора месяца) создал мировые шедевры: «Кавказ», «Служанка», «Еретик», «Слепой», «И мертвым, и живым ...», « Подземелье »,« Давида псалмы »,« проходят дни, проходят ночи ... »,« Три года »,« Как умру, похороните ... », каждому из которых, по мнению Е. Сверстюка, надо было бы ставить памятник на месте написания. «Поистине велик, непереходный урок Шевченко, урок неутомимой жажды труда, упорного трудолюбия», - писал П. Федченко об этом творческий подвиг художника. В Суботове Шевченко изучал архитектурные памятники, выполнил рисунки «Богданова церковь в субботу», «Каменные кресты в субботу».
В Национальном музее Украины экспонируется икона XVII в. Покрова с портретом Б. Хмельницкого, что свидетельствует о высокой оценке народом фигуры гетмана в украинской истории. Фольклорные легенды, предания о якобы спрятаны в летней резиденции Б. Хмельницкого Суботове большие сокровища с тех пор будоражили воображение кладоискателей.


Поэма «Подземелье» была написана 21 октября 1845 в с. Марийскому. Толчком для создания мистерии стал эпизод культурной истории - проведение археологических раскопок российскими учеными с привлечением надзирателей-полицейских. Поэта поразило уничтожения древних могил - симолов прошлой казацкой славы Украинской. Именно во время написания поэмы в Украине с разрешения царизма осуществлялись археологические раскопки могил в селе Суботове возле Чигирина, где когда-то жил Б. Хмельницкий. Народ воспринимал это как глумление над его святынями.


До недавнего времени стихотворение «Стоит в селе Суботов ...» печатался как отдельное произведение. На самом деле это завершающая часть (эпилог) мистерии «Подземелье», поэтому рассматривать его в структуре поэмы.


Наличие аллегорических образов, образов-символов, переплетение реальности с фантастикой, сочетание современного и исторического - все это составляет жанровую специфику поэмы, которую определяют как политическую мистерию. Василий Пахаренко назвал «Подземелье» загадочным произведением в «Кобзарь», которому Т. Шевченко «оказывал ли не самого значения, вложил в него особенно глубокий национально-политический и даже мистический смысл».
Мистерия
Мистерия (с греч. Таинство) - разновидность романтической аллегорически-символической поэмы с гротескным (Гротеск - намеренное преувеличение, смещение акцентов, уход от нормы, изображения в искаженном свете на первом плане) содержанием, для которой характерны сочетание фантастического с реальным, участие сверхъестественных сил как персонажей, символика, философичность, тяготение к драматизации.
Основной мистический мотив в мистерии «Подземелье» - предсказания о рождении двух совершенно непохожих близнецов, один из которых национальный мессия, спаситель Украины, второй - ее кат.
В поэме использовано характерный для фольклора прием тройственности. Произведение состоит из трех частей: «Три души», «Три вороны», «Три лирники». В каждой части действует по три персонажа. Здесь переплетаются три исторические времена украинского бытия: период деятельности Б. Хмельницкого, времена Мазепы и авторская современность. Погреб раскапывают три дня. Мистически-фантастический число «три», как видим, представленное во всей полноте. Объединяет части поэмы образ «великого погреба» - центрального в произведении, символизирующий Украину.
Содержание, мотивы, идея произведения
К месту раскопок слетаются три птички-души, три вороны и приходят три лирники. Через их разговора показано, как каждый из них воспринимает событие раскопки погреба, чего они ждут от этого события. Рассмотрим краткое содержание поэмы, представленный в таблице.

Первая часть - «Три души» - представлена ​​в лирико-романтично-м, элегическом плане
Первая часть - «Три души» - представлена ​​в лирико-романтично-м, элегическом плане. Это исповеди грешных душ за совершенные за люд¬ського жизни преступления . Во второй части - «Три вороны» - в драматическом аллегорически сатирическом ключе изображено карканье трех ворон (украинской, польской и московской), которые ведут поочередно полилог о том, которая из них больше навредила своему народу. Первые два раздела олицетворяют прошлое Украины. «Три лирники» - третий раздел, где говорится о современном состоянии Украины во времена Шевченко, в частности о раскопках могил в Суботове. Здесь отчетливо передано реалистичный план произведения.
Эпилог поэмы, в котором воплощена основная идея, полон веры в возрождение нации, духовные сокровища которой спрятаны в большом погребе и недоступны для любых врагов-поработителей. По словам Пахаренко, «в большом погребе спит воля Украины, спит Украины, и раскрыть это погреб - значит возбудить Украины и випус¬титы ее на волю ... в большом погребе (могиле) спрятано самое средоточие украинской национальной души и непостижимая суть, которая Украинский делает украинском. Когда эта душа (рыцарство, свободолюбие, сердечность, демократизм) проснется, заговорит в украинцах, тогда будет добыто волю, построено совершенную государство, за "новым и праведным законом" ».

Авраменко О. М., Дмитренко Г. К., Украинская литература, 9 класс
Отправлено читателями интернет-сайта

Материалы по украинской литературе , Планирование по украинской литературе, задания и ответы по классам, планы конспектов уроков по украинской литературе 9 класса

содержание урока

конспект урока и опорный каркас конспект урока и опорный каркас   презентация урока   акселеративного методы и интерактивные технологии   закрытые упражнения (только для использования учителями)   оценивания Практика   задачи и упражнения, самопроверка   практикумы, лабораторные, кейсы   уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпийский   домашнее задание Иллюстрации   иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комиксы, мультимедиа   рефераты   фишки для любознательных   шпаргалки   юмор, притчи, приколы, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения   внешнее независимое тестирование (ВНТ)   учебники основные и вспомогательные   тематические праздники, девизы   статьи   национальные особенности   словарь терминов   другое Только для учителей   идеальные уроки   календарный план на год   методические рекомендации   программы   обсуждение презентация урока акселеративного методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивания Практика задачи и упражнения, самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпийский домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комиксы, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и вспомогательные тематические праздники, девизы статьи национальные особенности словарь терминов другое Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждение

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум .

За что же мы резались с ордами?
За что боронили копьями Московские ребра ?
Что же на ниве рожденное ?