Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

НА ГЛАЗАХ: Лувр Абу-Даби колонны | Двутгодник | два раза в неделю

11 ноября (так!) В прошлом году музей Лувр Абу-Даби был официально открыт. Шейков в белых национальных костюмах эмирата, Макрон в черном костюме и президент, элегантно сочетая черное и белое, пересекли музейные залы, которые были созданы десять лет назад и вызвали ожесточенные споры и жестокие протесты. Но речь шла не о музее. И не только за деньги, хотя на карту были поставлены огромные суммы.

«Почему прямо не сказано, что проект Абу-Даби является частью глобальных переговоров, в то же время политических, экономических и военных, главной целью которых является приобретение ряда боевых самолетов?», - спросил почетный генеральный консерватор национального наследия Франции в открытом письме. только одно из многочисленных драматических обращений, адресованных тогдашнему министру культуры Яцеку Лангу.

Авторитет французского музейного музееведения Жан Клер (создатель, в частности, Музея Пикассо в Париже) обвинил французское правительство в страстной брошюре о продаже бренда «Лувр» как части «нематериальной экономики», угрожающей национальному наследию. «Лувр» - бренд из портфеля материальных и нематериальных активов общего бренда «Франция» - считается еще одним французским предметом роскоши. В мире мировой экономики музей должен служить не только посетителю и видимой памяти нации, но и «бренду», который будет способствовать экономическому росту бренда «Франция». В современной европейской истории, - гремела Клер, - только две страны осмелились продать свое художественное наследие. В 1920-х годах советские власти продали часть превосходной коллекции старых мастеров, собранных Екатериной Великой, американскому миллионеру Эндрю Меллону, который позже переправил их в Национальную галерею в Вашингтоне (которая, кстати, в Вашингтонской галерее насильственно заменяет). После прихода к власти Гитлера национал-социалистический режим конфисковал произведения, называемые «дегенеративными», что означает почти все современное искусство, после чего он уничтожил или продал их на частном рынке (который теперь вытекает из аукционов). Исторические ссылки, таким образом, имеют большой калибр, к которому Клер добавляет еще одно, самое тяжелое: «отказ от благородного единого имени, чтобы за деньги превратить его в коммерческий бренд, при сохранении всех пропорций, - введение в глобалистскую экономику логики концентрационных лагерей, чей заключенный перестал быть мужчиной и был назван - как пишет Примо Леви - Нуль Ахтцехн - номером без имени ".

фото М фото М. Попржецкой

Инициатива по созданию Лувра в Абу-Даби также критически оценивается с точки зрения арабского мира. Александр Казеруни, социополитолог, анализирующий политику арабских "развивающихся культур", таких как Катар и Объединенные Арабские Эмираты, указывает на войну в Персидском заливе (1990-1991 гг.) Как на явный поворотный момент в их международном имидже. В странах, которые обычно ассоциируются с нефтью и войной, знатоки богатства и власти становятся все более и более высокими небоскребами, растущими из песков пустыни. Также высокая культура, ввозимая в основном с Запада. Звездные архитекторы, великие оперные певцы, лучшие симфонические оркестры. Также агрессивный выход на мировой арт-рынок. И престижные музейные фонды. В отличие от более ранних этнографических «национальных» музеев, предназначенных для объединения этнических общин и расположенных на суше, новые музеи имеют универсальные амбиции. Находясь в море, отражая в воде «музеи - зеркала», ссылаясь на старый символ гордости, они раскрывают - по словам Казеруни - самовлюбленное самовосхваление сказочно богатых шейхов.

«Так что же такое проект Лувр в Абу-Даби?» - резко спросил Жан Клер. Станет ли этот «Счастливый остров» на краю пустыни, как говорят подписавшие соглашение, привилегированным местом «диалога культур»? Или это будет просто искусственный рай, богатый остров для кучки магнатов? Возродит ли он увлекательный, но подозрительный миф об Атлантиде - острове, где религии, философии и искусства жили в мире и обогащали друг друга? Или нам достаточно обычной реальности или призрачного Лас-Вегаса на Ближнем Востоке? "

Мать Лувра была гильотиной, - писал Жорж Батай. Мать Лувра Абу-Даби - масло. Кровь и нефть выщелачиваются из источников благородных культурных учреждений. Это уже заставляет нас придерживаться сдержанного подхода к эмиратско-французскому начинанию. Можно ли ожидать чего-то отличного от претенциозной, впечатляющей катастрофы после спаривания эмирата Nuworszów gigantomania и французской шовинистической мании величия? Между тем получается, что это не так.

Лувр Абу-Даби расположен на специально созданном острове, соединенном с материком небольшой дамбой, на некотором расстоянии от города, так что фоном для здания является море, а не небоскребы. Дизайнер - Жан Нувель, одна из мировых архитектурных звезд. В отличие от других, таких как Фрэнк Гери или Заха Хадид, Нувель не является архитектором- подписчиком , сжимающим свой след на каждом здании, независимо от его пространственного контекста и функции. Каждый раз (Фонд Картье и Музей Бранли в Париже, Музей Королевы Софии в Мадриде) создает совершенно разные здания, гармонирующие с окружающей средой. Лувр Абу-Даби имеет только один этаж. Тень монументализма. Это выглядит почти незаметно на расстоянии. Все покрыто навесом, сотканным из нескольких перекрывающихся слоев арабского орнамента. В этой густой решетке остаются глаза, сквозь которые просачивается солнце. Страстно сфотографированный, эффект солнечных пятен почти стал визитной карточкой музея.

Архитектура, которая покрывает чашу, минималистична, лишена каких-либо орнаментов и артикуляций, нарисованных на простых планах, заключенных в прямоугольные тела, безупречно белого цвета. Не оглушает, не подавляет, не доминирует. Это создает оптимальное пространство для искусства и для людей, которые пришли к ней навстречу.

Что касается выставки, то во-первых - это не филиал парижского Лувра. Аргумент утверждал, что Абу-Даби заплатил много денег за долгосрочную сдачу произведений из Лувра, не соответствует действительности. С самого начала новый музей покупал работы. В инвентаре номер один - это абстрактная картина Пита Мондриана, купленная в 2009 году после громкой распродажи коллекции, оставленной модельером Ив-Сен-Лоренси. Шоппинг соответствует универсальному характеру музея - от предыстории до приобретения произведений у современных художников. В постоянной экспозиции 600 предметов поступают из недавно созданной собственной коллекции, 300 из которых позаимствованы у дюжины или около того французских музеев. «Джоконда» нового Лувра - уникальная фигура бактрианской «принцессы» третьего тысячелетия до нашей эры.

фото М фото М. Попржецкой

Первая комната представляет идею музея. В прозрачных, почти нематериальных витринах были закрыты десять великих топоев человеческой истории: владение инструментами, одомашнивание животных, поклонение солнцу и воде, религии, материнство, вера в жизнь после смерти, поклонение предкам, письмо. Они украшены каменными пещерами, фигурами всадников, тарелками с солнечным убранством, сосудами для воды, молитвами, фигурами женщины с ребенком, домами мертвых, посмертными масками, письменными принадлежностями. Каждый раз они представлены тремя работами, связанными с далекими временами и местами. Например, «Материнство» сочетает в себе статуэтку Кармы, кормящей Гора (Египет, 800-400 до н.э.), готическую Богородицу с Младенцем (Франция, 1320-1330) и Фембу девятнадцатого века из Конго. «Дома мертвых» - это погребальная урна из Базиликаты шестого века до н.э., реликвария в Лимассоле, построенная в 1200 году, и передвижной дом мертвых предков с острова Фиджи (около 1900 года).

Дальнейшее путешествие по музею уже является хронологическим, но его расположение горизонтально - через географические, этнические и художественные подразделения. Конечно, через, или, вернее, через евроцентрические «стили» и «направления». Следующие части выставки - «Первые города», «Первые великие державы», «Цивилизации и империи», «Универсальные религии», «Святые тексты», «Азиатские торговые пути», «От Средиземноморья до Атлантики» ... и далее, до глобализированная современная сцена. Пожалуй, самое прекрасное свидетельство человеческого сообщества, которое является руководящей мыслью выставки, приносит «Священные тексты» . В маленькой темной комнате они примыкают друг к другу, почти современно: Тора Йемена (1300-1500); Тетраевангелий из Турции (1370-1390); освещенный Коран из Гранады (1304 г.) и буддийская сутра из Восточной Индии (1191 г.).

Лувр в Абу-Даби благородно сдержан. Вводные тексты в отдельных комнатах лаконичны. Они скорее говорят о процессах и явлениях, без дидактической одержимости датами, классификациями, делениями, периодами, фазами и т. Д. Информационные компьютерные киоски для более широкой информации размещены незаметно, чтобы не отвлекать внимание от работ - потому что они имеют право голоса здесь. Без мультимедиа, без излишеств, без выставочных «эффектов», с идеальной музейной работой Музей антиподов Диснейленда, который тоже был в ужасе.

Редко бывает, что в музее его послание узаконивает и укрепляет аудиторию благодаря самому присутствию. И это именно то, что происходит в Абу-Даби. В залах, где достижения людей многих эпох, цивилизаций и культур были собраны на равных, их потомки - люди разных рас и цветов кожи, новички из далекой Японии и далекой Канады, а также из более близкой Индии или огромного арабского мира. Там нет большинства или меньшинства. Горстка привилегированных магнатов, чего боялся Жан Клер? Наивных туристов заманивают маркой Лувр? Или, может быть, просто любопытно «увидеть человечество в новом свете» - как гласит лозунг музея? Наблюдая за музейной аудиторией годами, я не видел столько эмоций, мгновенности реакции, волнения.

фото М фото М. Попржецкой

Из выставочных залов вы выходите в открытое море пространство, затененное плетеным куполом, усеянным солнечными пятнами. Вы можете сидеть на ступеньках, спускаясь в воду. На блоках из белого мрамора читайте отрывки из Монтеня, отобранные Дженни Хольцер. Огромный блок с цитатами из арабского трактата Ибн Халдуна XIV века о написании истории предназначен для большой арабоязычной аудитории. А происхождение журнала связано с мрамором, на котором была снята месопотамская доска, датируемая примерно 1250 годом до нашей эры.

Мы в Атлантиде, в счастливой утопии. Здесь вы можете забыть обо всем. Забудьте разговоры о возвышенной миссии осуществления универсального диалога культур, забудьте о политических манипуляциях с историей и культурой, скрытых переговорах, ценах на нефть, «дубайских скандалах» и гигантских деньгах, стоящих за всем этим. Мы находимся во власти искусства, которому была предоставлена ​​прекрасная возможность показать свою силу.

Текст доступен по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0 PL (Признание - Некоммерческое использование - Нет зависимых работ).

«Так что же такое проект Лувр в Абу-Даби?
Станет ли этот «Счастливый остров» на краю пустыни, как говорят подписавшие соглашение, привилегированным местом «диалога культур»?
Или это будет просто искусственный рай, богатый остров для кучки магнатов?
Возродит ли он увлекательный, но подозрительный миф об Атлантиде - острове, где религии, философии и искусства жили в мире и обогащали друг друга?
Или нам достаточно обычной реальности или призрачного Лас-Вегаса на Ближнем Востоке?
Можно ли ожидать чего-то отличного от претенциозной, впечатляющей катастрофы после спаривания эмирата Nuworszów gigantomania и французской шовинистической мании величия?
Горстка привилегированных магнатов, чего боялся Жан Клер?
Наивных туристов заманивают маркой Лувр?
Или, может быть, просто любопытно «увидеть человечество в новом свете» - как гласит лозунг музея?