Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Гугля, сардаки и перемитки: чем поражает древняя мода Гуцульщины - 5 канал

В коллекции гуцула Богдана Петричук больше вещей, чем в экспозиции Коломыйского музея, а экспонаты из его "домашнего" музея удивили Украину на модном подиуме во время Fashion Week-2015

Село Бабин Косовского района Ивано-Франковской известное на всю округу не только потому, что здесь можно отдохнуть душой и телом, сфотографировать местные архитектурные достопримечательности - старые и удивительно хорошо сохранившиеся гуцульские деревянные хижины или местную церковь с каменной колокольней , но и потому, что именно здесь расположен «домашний» музей Богдана Петричук - гуцула, который удивлял Украину своей коллекцией на Fashion Week-2015. В эксклюзивном интервью для 5.UA господин Богдан рассказал об особенностях гуцульской одежды, о моде, которая менялась каждые 10 лет, гуцульский гостеприимство и свою сокровенную мечту - основать частный музей.

- Господин Богдан, откуда у Вас вот такой глубокий интерес к гуцульского национальной одежды? Или Вы коллекционируете не только одежду?

- Гуцульская одежда я начал собирать в лет четырнадцать. Как-то по соседству умерла старая женщина, и ее дочь хотела сжечь ненужные рубашки. Они не очень богато жили, те рубашки были НЕПРАН годами и уничтожены. Но я собрал целую сумку, принес домой, связал шнуром и бросил в ручей. Там они мокли два дня, и только после этого мама согласилась их постирать. Те рубашки отстирались и сделались красивые. Когда я был школьником, одну из моих рубашек купила одна дама из Молдавии. Помню как сейчас - заплатила 150 гривен, в то время 30 долларов. Тогда я понял: если люди готовы платить за это деньги, значит, оно имеет стоимость. А если гуцулы так просто выбрасывают те рубашки, значит, надо их собирать. К тому времени я уже коллекционировал монеты (восхищался ими где-то со второго класса), а еще меня очень интересовали польские и австрийские тарелки (тарелки). У нас дома было только два таких - мамин и бабий. Оба остались с их свадьбы, потому что именно в такие тарелки (повниця) на свадьбе гости клали деньги.

В 9-м классе, на мой день рождения, ко мне пришли одноклассники, подарили деньги, и я купил себе австрийский миску с нарисованными на нем сечевых стрельцов. Мне эти тарелки очень нравились, и я их скупал по базарам. Сегодня имею небольшую коллекцию, и каждый из них имеет свою историю. Дед рассказывал, что когда у нас дома было много таких мисок, но во время войны их спрятали в погреб с деревянным потолком. Над ней был навес, в который внесли овес ... Как то овес занюхал венгерский лошадь, начал есть, провалился в погреб и все потолок. Жаль, но что поделаешь? Некоторые люди в военное время закапывали миски в землю, и они хорошо сохранились ...

То есть сначала были монеты (я их перековал на Згарди) и миски, а потом я увлекся коллекционированием рубашек. Ходил везде, спрашивал, понемногу скупал. И делаю это до сих пор. С меня уже пол села смеется, а как только умирает старуха, я иду к ее родственникам и спрашиваю, надели ее в последний путь в ту рубашку, которая меня интересует, нет. Обычно это их свадебные рубашки, которые они годами держали в сундуках.

Конечно, каждую вещь приходилось покупать. А цены за это время очень выросли: когда я был в 8 классе, за перемитки (головной убор) платил по 15 гривен. А теперь спросил цену - говорят, 200 долларов! Я их никогда не продавал, разве однажды имел две одинаковые, кто-то очень меня просил, и я продал, хотя теперь жалею. Это моя слабость! В нашем селе есть еще несколько штук, которые планирую выкупить ...

В коллекции гуцула Богдана Петричук больше вещей, чем в экспозиции Коломыйского музея, а экспонаты из его домашнего музея удивили Украину на модном подиуме во время Fashion Week-2015   Село Бабин Косовского района Ивано-Франковской известное на всю округу не только потому, что здесь можно отдохнуть душой и телом, сфотографировать местные архитектурные достопримечательности - старые и удивительно хорошо сохранившиеся гуцульские деревянные хижины или местную церковь с каменной колокольней , но и потому, что именно здесь расположен «домашний» музей Богдана Петричук - гуцула, который удивлял Украину своей коллекцией на Fashion Week-2015

5.ua

- Но перемитки сегодня никто не носит - все в строю одевают платки. Где вы научились их завязывать и почему они вышли из моды?

- перемитки - очень древний вид головного убора. Дед мой (1927 года рождения) говорил, что когда был мальчиком, то есть еще до войны, на Рождество и на Пасху бабы с кулацких родов в церковь одевали перемитки. Но уже тогда это была редкость (до 10 женщин в одной церкви). Впоследствии их одевали только во время свадебного обряда: когда невеста (молодая) шла к браку, ее голову покрывали платком на шею клали перемитки, в которую и завивали. Последний раз в Бабьи такое было в 1990 году. Уже 30 лет такого не делают (вместо перемиток теперь используют платки). По соседству у меня живет женщина, которая когда-то ходила по свадьбам завивать молодую. Она мне и показала, как делается. Я понял принцип, а затем из старых фотографий научился воспроизводить другие способы перевязки.

А по моды, то на все свои причины. Потому перемитка имеет один изъян (недостаток). Когда женщина ее одевает - вдруг показывается сколько она лет. Если пятьдесят - то пятьдесят, а не тридцать. А вот цветастая платок, особенно белая, молодит человека.

5.ua

- На одной из своих недавних публичных лекций о гуцульский традиционную одежду Вы сказали, что одежда - это как паспорт гуцула и за ним можно определить, из какого он уголке Гуцульщины. Долго учились распознавать такие региональные нюансы?

- Если ты здесь живешь и еще интересуешься этим, то все как-то само собой ... Я многое спрашивал у бабы, у деда, в других пожилых людей. Просматривал все мне доступны музейное собрание, когда покупал на рынках какую-то вещь - спрашивал, откуда ее привезли ... Через некоторое время это знание же появляется и ты можешь понять географию распространения этой одежды. Я бы не сказал, например, что подгорные села неподалеку Косово, вроде Старые Куты, Смодна, Старый Косов, Вербовец, - чисто гуцульские. Они скорее относятся к переходной полосы между Гуцульщине и Покуттям. Бабий - это Гуцульщина, но в нашей одежде также смесь мотивов с Косовского и Верховинского района. Древние рубашки из нашего села были вышиты низинкой на красном, позже - на черном фоне. Где-то в 20-х годах, когда появились французские нити для вышивания DMC, которые у нас называли мотиликамы (может, потому, что бабочки на них были когда-то нарисованы?), Начали использовать много различных техник, делать крестики узоры, вышивать гладью. Кстати, вышитые гладью рубашки у нас называли выбиваемые. В то время они распространились не только на Гуцульщине, но и на Углу и Подолье. В общем все разнообразие цветов появился в 20-30 годах ХХ века.

- А кто в то время в горном селе диктовал моду на узоры, цвета и технику вышивания?

- Все очень просто. Как историк скажу Вам, что в период Австрии многие товары привозили из Чехии (вроде бисер) и Германии. Позже, когда часть украинских земель отошла в состав Польши, появились французские нити, потому что Польша имела связи с Францией, и те товары попадали на наш рынок. Те нити были очень качественные - некоторые рубашки, вышитые ими 80-90 лет назад, цвета практически не изменили. Были случаи, что даже после наводнения люди находили клочки вышитой одежды где-то на корешках или прибрежных кустах, а нити были яркие. Оно гнило в земле, его несла вода, а цвет сохранился. Я сам такое видел.

Конечно, сюда привозили товар из соседних стран. Недавно читал небольшую статью, написанную в первой половине ХХ века, о резчика из села Река Косовского района. В ней говорилось о том, что тот резчик очень много путешествовал - ездил в Чехию, Россию, Одессу. Гуцулы вообще много путешествовали. В углах в XIX веке жили армяне, а гуцулы тогда держали очень много коз. Дед мне рассказывал, что его прадед Федор, от которого происходит наш род (я уже шестое поколение), еще застал те времена. Тот прадед рассказывал, что армяне приходили, резали коз, а забирали только шкуру, за которую платили так, как за целый козу. Это было очень выгодно и гуцулов, и армянам. В углах было много табахарень, где дубили те шкуры, а затем караванами, конно, их вывозили в Сыгит (ныне Румыния). Конечно, оттуда сюда также привозили товары. Так и происходил обмен - и товарами, и модными веяниями.

5.ua

- А что с модой менялось на Гуцульщине?

- Многое менялось - цвета, орнаменты. Каждая женщина хотела отличаться и всегда придумывала новые узоры. Например, если говорить о верховинские кулацкие рубашки, вышитые французским DMC на белом полотне, то найти две одинаковые очень сложно. А я видел, наверное, тысячи, и у около сорока в коллекции. Часто такие рубашки вышивали низинкой. Это сложная техника, но в то же время позволяет экспериментировать. Бывали и такие случаи, когда женщины составлять орнамент из трех различных рубашек, чтобы их рубашка отличалась от других.

- Какие бусы носили гуцулы?

- Кораллов не носили совсем - мода на это украшение заканчивалась в Косово. В XIX веке гуцулы в основном носили писаны пацьорки - венецианское стекло, и Згарди местного производства - литые кресты, между которыми вставляли латунные пружинки и бляшки. Уже после распада Австрии у людей оставались серебряные деньги, к ним добавляли "ушки" и носили на шее. То есть тогда начали носить Згарди с монетами, а в послевоенное время их уже было много. Иногда их объединяли с венецианским стеклом и каминным ожерельем синего и желтого цвета. Есть у меня фотография, на которой женщина имеет около восьми или девяти ниток венецианского стекла! А оно довольно тяжелое!

- Почему гуцульские рубашки вышитые такими яркими нитками?

- Думаю, это общая тенденция - все горские народы тяготели к ярким цветам - даже в Андах и Тибете. А цвета вышивок взято из природы. Присмотритесь внимательно к горным цветов. Когда зацветает трава - очень много фиолетовых, синеньких, желтеньких цветочков - все, что есть на верховинских рубашках, взято из травы.

- Какие древние рубашки должны в коллекции и какие из них для Вас дорогие?

- Я очень дорожу рубашкой моей прабабушки с солярным знаком - свастикой. Это редкий узор. На Подолье вышитые свастики или сварги, как их еще называют, довольно распространены, а на Гуцульщине их мало осталось ... Есть у рубашку моей бабушки с Соколивки, которую ей когда-то тетка дала. Рукава у нее еще польские, им лет 90, а основу баба перешила и добавила воротничок. Старые рубашки из нашего села имеют присобранные ткань (морщины) круг пазух. В более поздних рубашках такой призбиркы уже не было, зато появились ячейке. Есть у меня и такая рубашка, где объединены много техник - верхоплут, гладь, крестик и змережування. Мне повезло иметь целых три таких. Есть и интересные мужские рубашки. Например, эта с Верховинщины, вышитая синим, вишневым и белым по белому. Ее сделали уже для зрелого мужчины, потому что здесь вышитый только воротничок. Парни на Гуцульщине носили рубашки, которые были больше вышитые. Самая старая мужская рубашка с Бабина моего дяди Штефана вышитая шерстью. Редко где такие рубашки еще сохранились. Это интересный образец.

Это интересный образец

5.ua

- А кроме рубашек, что держите в своих сундуках?

- безрукавки, сардаки, кожухи. Имею безрукавки, которые шили еще до Первой мировой войны - они отличаются от тех, которые носили в межвоенный и послевоенный период. Как правило, различаются орнаментом, аппликациями, аккуратностью работы.

Еще многое имею герданов - женских украшений из бисера. Девушки сами себе их плели. Распространена была такая практика, когда женщины ходили на богомолье в Почаев или Зарванице, покупали там медальоны и носили их поверх ожерелья. Я одну такую ​​украшение набожной девушки. А еще в моей коллекции есть гуцульские перемитки - где-то около 20 штук. Наши местные, Бабинского, имеют широкую вышивку - на ладонь с лихвой, а Верховинские (из города Верховина Ивано-Франковской области) перемитки - узенькую. Есть среди них еще не применяемая: ее использовали как полотенце на свадьбе - перевязали отца молодого, составили в сундук, и так она пролежала более 100 лет.

Всего в этой комнате больше вещей, чем в экспозиции Коломыйского музея (Национальный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья, - 5.UA), где выставлено более 800 единиц. Хотя всего в фондах есть 50000.

- И что планируете делать со своей коллекцией в дальнейшем? Делали какие-то выставки-показы?

- Конечный результат - музей. Не для того я сидел в долгах, чтобы их продавать. Конечно, время от времени мы делаем выставки. Персональную я имел в Косово, в Музее народного искусства и быта. Кроме того, постоянно приобщаюсь в сборные выставок, провожу мастер-классы, многие из которых организовал в Киеве. Дошло до того, что осенью 2015 году в рамках 37-го Ukrainian Fashion Week был представлен проект "Истоки", посвященный украинскому национальному костюму. К этому проекту присоединилось много украинских коллекционеров, которые предоставили вещи из своих коллекций. Среди них был и я. Это был интересный опыт, но, признаюсь, нелегкий. Дизайнеры часто меняли моделей, которых надо было быстро переодевать. А это не просто платье снять и одеть другую. Это же надо одеть рубашку, потом запаски или плахту, кромку, далее - кораллы, головной убор, верхняя одежда, обувь (лапти). И все надо подобрать. Мы это сделали, но в восторге от этого я не был. Понимаете, гуцульский строй - это сельский одежду и на гламурных моделях с накачанными губами и выразительным макияжем он выглядел не слишком органично. Мы привезли на показ одну девушку из с. Вербовець Косовского района, вот она выглядела очень хорошо. Ведь на самом деле сразу видно, что человеку к лицу ... И тем не менее свою роль этот показ сыграл. Он был нужен для популяризации нашей одежды, чтобы люди знали, кто мы и что не просто так взялись на этой земле.

- Когда говорите «мы» - имеете в виду гуцулов или украинский целом?

- Украинцев. Потому гуцулов знают все. Хотя нас в общероссийском масштабе очень мало - тысяч сорок ...

- Есть носят сегодня гуцулы свой традиционную одежду?

- В основном только по праздникам. Я бы даже сказал, что сейчас меньше носят, чем раньше. С каждым годом все меньше женщин ходят в церковь в кожухах. Также выходят из употребления грубые безрукавки (кожух без рукавов), их изредка шьют. Почему? Потому что они неудобные - очень тяжелые. Отстоишь Литургию в таком - и уже плечи болят. Сейчас шьют практичный одежду.

- Как думаете, гуцулы - это закрытая этнографическая группа, все же можно погуцулитися? Как Вы воспринимаете чужих?

- Чтобы быть гуцулом, надо здесь родиться и вырасти. Есть такие люди, приезжающие, женятся и живут здесь - но гуцулов в таком случае будут только их дети. Очень редко такие "переселенцы" приживаются так, как должно быть. Гуцулы вообще интересные и открытые люди. На Углу тебя изредка в дом кто пригласит, а если и пригласит, то только тогда, когда ты чей-то знакомый или родственник. Нельзя сказать, что они менее гостеприимны, просто замкнуты. Помню, еще когда жила моя бабушка, я пришел к ней домой и застал полный дом цыган, которые сидели вокруг стола и что-то там ели. Шли мимо дома, попросились, вот баба их и впустила, да еще и накормила.

У туристов часто складывается впечатление, что гуцулы ничего не делают. Потому что когда гость приходит в дом - всю работу откладывают. У нас не принято работать при гостях. В городе надо предупреждать о своем приходе, договариваться заранее, а у нас такого нет. Мы живем между собой, как родные. Когда не хватает отвертки - иду к соседу в мастерскую, беру, и никто ничего не говорит. В соседней Соколовке, через которую проходит центральная дорога, уже все под замком, даже конюшню должны закрывать на ночь, потому что куры могут украсть. А у нас пивной повидкривани - живем себе интересно, не так, как все.

Леся Салий, 5.UA

Господин Богдан, откуда у Вас вот такой глубокий интерес к гуцульского национальной одежды?
Или Вы коллекционируете не только одежду?
Жаль, но что поделаешь?
Где вы научились их завязывать и почему они вышли из моды?
Долго учились распознавать такие региональные нюансы?
Может, потому, что бабочки на них были когда-то нарисованы?
А кто в то время в горном селе диктовал моду на узоры, цвета и технику вышивания?
Какие бусы носили гуцулы?
Почему гуцульские рубашки вышитые такими яркими нитками?
Какие древние рубашки должны в коллекции и какие из них для Вас дорогие?