Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Олесь Гончар "Железный остров": анализ произведения, сокращенный перевод, характеристика персонажей!

  1. ***
  2. Заголовок новеллы "Железный остров":
  3. Ведущие мотивы новеллы "Железный остров"
  4. Особенности произведения "Железный остров"
  5. Характеристика персонажей новеллы "Железный остров"
  6. Второстепенные персонажи новеллы "Железный остров":
  7. Тоня
  8. Виталик
  9. второстепенные персонажи
  10. Сокращенный перевод новеллы "Железный остров"

"Железный остров" - новелла из романа "Тронка" Олеся Гончара. Предлагаем вашему вниманию анализ произведения, характеристика персонажей, сокращенный перевод! Новелла имеет открытый финал, с которого мы так и не узнаем, как складывается судьба главных героев. Однако в нашей статье вы все же найдете ответ, удалось Тони и Виталик спастись с "железного острова".

Автор текста далее - Дмитрий Заяц.

***

Анализ произведения "Железный остров"

Жанр произведения "Железный остров":

новелла (из романа в новеллах «Тронка», 1963)

Роман «Тронка» состоит из двенадцати новелл ( «Ты - летай», «Азбука Морзе», «Красная торпеда», «Лукия, председатель рабочкома», «Мамайчуки», «Предчувствие океана», «пикетажисткой», «Капитан Дорошенко», «Железный остров», «Здесь много неба», «Полигон (История одной любви)» и «Тронка»).

Роман «Тронка» состоит из двенадцати новелл ( «Ты - летай», «Азбука Морзе», «Красная торпеда», «Лукия, председатель рабочкома», «Мамайчуки», «Предчувствие океана», «пикетажисткой», «Капитан Дорошенко», «Железный остров», «Здесь много неба», «Полигон (История одной любви)» и «Тронка»)

Хотя в «Тронке» отсутствует единый сюжет, новеллы связаны общностью проблематики, героями, действующих в основном в нескольких новеллах. Действие романа происходит в Украине, в Таврии степях. Тронка - металлический колокольчик, который вешают на шею овцам.

В новеллах, объединенных в роман, часто действует общий главный герой, эпизодические персонажи также переходят из новеллы в новеллу. Целостность произведения достигается отсечением конечности новеллы, спутывания мотивов (подготовка развязки одной новеллы происходит в пределах другой) и др. Путем такой обработки новелла как самостоятельное произведение превращается в новеллу как сюжетный элемент романа, его эпизод.

Заголовок новеллы "Железный остров":

изображение красоты и силы первого юношеской любви, а также опасности для человечества, которую несут в себе война и оружие.

События в новелле происходят в течение всего одних суток.

Ведущие мотивы новеллы "Железный остров"

Идейное содержание новеллы широк. Он охватывает и философские размышления о вечных проблемах: жизнь и смерть, обязанности и ответственность перед другими людьми, цель и смысл существования человека, и противопоставление бессмертной красоты природы и силы любви неестественности «железного острова», мира и труда - военной угрозе, светлой радости жизни - бессмысленной смерти.

Особенности произведения "Железный остров"

Новеллу «Железный остров» еще называют произведением-предостережением, ведь и гуманистические ценности, и сама жизнь человека часто оказываются под угрозой со стороны цивилизационных процессов, в частности через гонку вооружений, соревнования между мощными странами. Страшную угрозу войны, которая может уничтожить человечество, в произведении символизирует заброшенный военный корабль, служит полигоном для ночных бомбардировок.

Интересной особенностью новеллы является ее открытый финал, с которого мы так и не узнаем, спасутся Тоня и Виталик, как сложится их дальнейшая судьба (однако в «Тронке», последний, двенадцать, части романа, рассказывается, что юные герои таки спаслись: Виталик нашел способ с помощью стекла добыть огня, зажег одежду, и этот сигнал заметили на полигоне и отправили за ними катер).

Характеристика персонажей новеллы "Железный остров"

Основные персонажи новеллы "Железный остров":

Тоня Горпищенко, Виталик.

Второстепенные персонажи новеллы "Железный остров":

Лукия Назаровна (мать Виталика), папа Тони, дядя Сухомлин и др.

В «Железном острове» углубляется едва намечена в предыдущих новеллах романа характеристика героев, которых видим теперь уже не десятиклассниками, а молодыми людьми, которые делают первые шаги в самостоятельной жизни. В трудной ситуации они не отчаиваются, а стремятся найти спасение, не теряют своего достоинства, своих чувств.

Тоня

Олесь Гончар, описывая образ Тони, подчеркивает не только ее красоту, но и хорошо и чуткое сердце. В лагере она просто очаровала детей своими выдумками, веселым нравом, голосом, похожим на колокольчик.

Тоня искренне полюбила скромного радиста Виталика, прежде всего за чистую, поэтическую душу, за действительно мужскую настойчивость, мастерство, ум, прямоту:

«Во всем она ставила его выше себя, в его умении, в работе, в способностях, и если только чем она могла не уступать перед ним или и превосходить его, то это, пожалуй, своей любовью»;

«... с этой веры в него, в его способности и зародилось еще в школе ее чувство к Виталику. Для нее, которая из троек не вылезала, было просто удивительно, как он быстро все схватывал, который ум у него цепкий и быстрый, в трудные минуты на выручку целом классовые приходила его догадливость, блеск его мысли, его понятливость ».

И хотя именно из-за досадной невнимательности Виталия, который отвлекся и не смог хорошо привязать лодки, они попали в ужасную ситуацию на «железном острове», Тоня не обвиняет любимого ни в чем, и наоборот, даже считает себя виновной, мол, это из-за нее парень подвергся опасности, а она не удержала, а не предостерегла:

«Она была уверена, что в будущем его ждет что-то необычное, это же из таких скромняг вырастают те, которые становятся потом известными, делают великие открытия, а она вот его не уберегла. Сейчас в этой беде он стал еще дороже для нее, нежность к нему росла, горячее чувство вихоплювалось с души через край ... »

Виталик

Виталик возникает вполне достойным чувств девушки. Веселый и остроумный, талантливый и одновременно скромный и самокритичный, во время опасной ситуации он проявляет себя с наилучшей стороны. Так, он прежде всего корит себя за неосмотрительность:

«Он, он должен во всем! И нет тебе оправданий, не ищи их. Подвел, заманил Тоню, которая со своей любовью так доверчиво пошла за тобой, а ты ... Куда ты ее завел? В ловушку, в смертельную ловушку завел, не сказав девушке всей правды, то не предостерег, что ее здесь ждет ».

В момент усмидомлення, что шансов на спасение крайне мало, парня подавляет чувство вины перед матерью:

«При одном воспоминании о матери душа Виталикова наливается болью. Придет она домой, а сына нет, и завтра не будет, и, может, не будет и никогда! Как он непростительное провинился перед ней! Выплачет глаза с сыном. Воображение рисует ее разбитой горем, состаренный, одинокой ... Вот как поступил с ней он, ее надежда, ее опора »

Виталика мучает осознание невыполненного долга в жизни:

«Словно возмужалым взглядом Виталий осматривает сейчас себя, обдумывает снова и снова, как это случилось и как закончится. Неужели это и все, что он успел в жизни? Неужели это мрачное, как призрак прошлого, судно станет железным саркофагом для них? По сути, ничего еще не сделано в жизни, разве что принуждение кому починил и керогаз, а все эти строенные и непостроенные твои корабли, они все впереди, они отправятся в будущее без тебя ... »

Парень размышляет о причинах бедствия, произошедшего с ним и Тоней. И имея перед глазами как образец настоящих людей, которые учили его жить и бороться, не теряться перед трудностями, юноша не сдается:

«Надо искать выход. Любой ценой найти выход. Надо бороться. Бороться - этого учила его мать, учили в школе, это слышал он множество раз, об этом столько читал ... »

Несколько углубляет образы влюбленных сравнения их с первыми людьми, описанными в Библии, - Адамом и Евой. Как и Адам и Ева, они, по предположению Виталика, погубили себя за «обольщение, соблазн, желание коснуться чего-то запретного, неизведанного». Они одиноки на этом «железном острове», как первые люди. Такое впечатление усиливается и сравнением их с «последними детьми земли», с «сиротами человечества».

второстепенные персонажи

О второстепенных персонажи в с новеллы мы не узнаем почти ничего, разве что из воспоминаний Тони можно сделать определенные выводы о ее отце:

«Вплоть теплой волной обдало Тоню при упоминании об отце, о его вспыльчивость и острую, родовитую характер. Какой он бесстрашный и веселый становится, когда выпьет рюмку, как всех критикует, не перечь тогда ему, все выдаст после долгого чабанской молчания ... А в душе его есть что-то поэтическое. Вспоминаются ей и песни его выпившим, и посаженные звездой тополя, и эта его странная привычка надевать Петриков льотчицький фуражку, чтобы красоваться в нем всю ночь у стада. "Тело ссыхается, а дух бунтует», - так сказала как-то Демидиха о нем, и такой он и есть, ее папа »

Сокращенный перевод новеллы "Железный остров"

Голубеет море. Детским щебетом начинается утро на одном из живописных полуостровов. Здесь детский лагерь отдыха.

Люди в нем веселые, особенно среди них выделяется Тоня Горпищенко со своими выдумками, и упорством, и голосом, как веселый колокольчик. Хотя никому и не потакает, как и ей самой отец не потакал, но умеет всякого приструнить. Тоня всегда в окружении детей, потому что умеет их заинтересовать: рассказывает о каждой растение и букашку, водит в походы. Смотреть в степи особенно нечего, поэтому вожатая ведет детей к камышей, к колодцу с пресной водой, о которой ходят легенды.

Перед выходными Тоня становится взволнована, бурно-радостная. Подруги уже знают, что она ждет свидание с парнем, и просят начальника лагеря отпустить ее домой. Чтобы сократить путь к совхозу, девушка бредет неглубокой заливом, через водоросли, вздрагивая от прикосновений медуз. Сердце пылает от предвкушения встречи. Сегодня ее любимый, радист Виталик, дежурит на радиоузле. Отлучаться ему нельзя, поэтому она сама придет.

Совхоз еще спал крепким трудовым сном, когда Тоня, вся мокрая, пробралась в сад, где спал на раскладушке Виталик. Парень сразу же проснулся, прижал ее.

Утром его мать Лукия Назаровна поехала на грузовике в соседний колхоз, а Виталик с Тоней на мотоцикле степи - к морю. Девушка обнимает парня, и они мчатся, вплоть ветер гудит. Наконец - море. Далеко белеет рыболовная хата, а у нее - корова. Она забрела в воду, спасаясь от жары, и теперь с интересом смотрела на пришельцев.

Парень и девушка смеются, купаются, шутят. Виталик отвел свой мотоцикл к дому (там жил его дальний родственник - дядя Сухомлин, которому парень часто помогал смолить лодки), взял баркас и спихнул его в воду.

Дяди не было, и юноша чувствовал себя почти хозяином. Влюбленные вдруг решили уплыть на дяди лодке в заброшенный военного корабля, виднелся на горизонте. Многие ребята уже плавали туда, и Виталик тоже: добывали свинец и всякие там радиодрибничкы.

Плыли уже целый час. Берег удалялся, едва виднелся, а корабль все не приближался. Стало даже немного страшно: Тоня никогда так далеко не запливала.Аж вот уж серое железное громада корабля. С склоненной высокой мачты свисают какие-то провода. Для Тони здесь все наполнено таинственности, какой запрета. Судно грозное, мрачное, от него веет запустением.

Подплыли к борту. Тоня ухватилась за иллюминатор и вылезла на палубу, но тут же затанцевала босыми ногами: железо было, как раскаленная сковородка. Девушка закричала, чтобы Виталик скорее бросал ей босоножки. Парень тоже поднялся на корабль, и Тони стало веселее. Ее охватило острое чувство: хотелось смеяться, кричать так, чтобы все услышали!

«Их крейсер. Двое из них, двое влюбленных, на большом военном судне. Никогда, конечно же, не было на этом военном судне влюбленной пары, чтобы так - он и она. Звучали здесь суровые команды, приказы, радиопозывные, номера, шифры - все служебное, суровое, властное. А теперь им покорилось это тысячетонные стальное громады, на стальной арене мощных рыже-ржавых палуб властвует смех, их любовь! »

Тони все было интересно: и стекловата, и пробоины, рваные дыры, которыми покрыта палуба, и зияющие люки. Когда девушка спросила, что это за дырки, Виталик замялся, перевел разговор на другое и сказал, что полигоном пахнет. Шли медленно, осматривая кубрики, рубки, люки. Виталик предостерегает: можно по неосторожности сорваться вниз.

Тоня посмотрела вверх и увидела высоко-высоко то, как скворечник. Это было место для сигналиста, смотрящего вперед. Виталик, как обезьяна, цепко поцарапался вверх. Вдруг побледнел, глядя в море. Девушка тоже посмотрела «Черная молния ударила в мозг, потрясла Тоню страшной догадкой ...» Далеко от них качался их челнок, очевидно, отвязался от корабля. А когда Виталий, чуть ли не сорвавшись, в один миг скатился с мачты и ринулся был к борту, чтобы броситься вплавь за лодкой вдогонку, Тоня схватила его за руку: "Не смей! Не догонит! Утонуть! ". И таки же правда: здесь и мастер-разрядник по плаванию вряд ли бы догнал ...

Стемнело. На берегу засветились огоньки. А они сидят, как сироты, мерзнут: железо очень быстро остывает. Тоня, наплакавшись, склонилась парню на колени и задремала. Виталий корит себя беспощадно: как он мог, плохо привязав лодку, завести девушку в смертельную ловушку, где их ждут не только неизбежны жажда и голод, но и бомбы, ведь это - полигон для ночных тренировочных бомбардировок наших самолетов?

Тоня тоже корила себя: как она могла, почему не остановила такую опасную затею? Их будут искать, конечно, но никто не подумает, что они здесь. А еще как найдут пустую лодку с одеждой ...

Виталик думал, как им спастись. Решил утром обследовать двигателя: вдруг их можно как-то запустить. Парень сказал Тони, после того, что произошло, она должна его возненавидеть. У девушки же проснулось некое «нежное, голубя», материнское чувство к нему.

Недаром она выбрала Виталика, которого еще со школьных лет считала умного, талантливого. Он хоть и скромный, но из тех, что делают великие открытия: «Как она хотела бы сохранить его для дней завтрашних, для всего того, что он мог бы осуществить, изобрести, открыть»

Вдруг послышался грохот самолета. Парень дернул Тоня, поезд в какую-то будку. И не поняла, и только потом до нее дошло, что они - мишень, их бомбить. Сколько же им еще быть? Девушке вспомнились почему-то брату слова о том, как трудно бомбить море в звездную ночь. И о том, как фронтовые летчики иногда не возвращаются, как и до сих пор живут там, в звездных высотах ...

Загорелся восход солнца, темнеет на берегу Центральная усадьба. Виталик решает, не упадок духом: будет искать, бороться, попытается высечь огня, добудет забортовои воды ... А пока что "эти двое, что на судне ... сидеть на своем железном острове, ожидая ночного удара, сидеть, молча сощуренные, как последние дети земли, как сироты человечества ".

***

Концовка интригует, не так ли? Хорошо, что из статьи Дмитрия мы узнали, что юные герои все же нашли спасение (но это произошло уже в другой новелле романа "Тронка"). Виталик с помощью стекла добыл огонь и зажег одежду, этот сигнал заметили на полигоне. Парень и девушка сумели выбраться из "железного острова" 🙂

Хотите больше интересных материалов по украинской литературе к ВНО? Все, что есть у нас на сайте о художественных произведениях, мы собираем на странице " Список литературы к ВНО ". Также вы можете скачать все стихи из программы ВНО в одном документе .

Куда ты ее завел?
Неужели это и все, что он успел в жизни?
Неужели это мрачное, как призрак прошлого, судно станет железным саркофагом для них?
Сколько же им еще быть?
Концовка интригует, не так ли?