Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Советская утопия: конструктивизм в Екатеринбурге

  1. Город чекистов (1929-1936)
  2. Уральский историко-археологический музей ( 1929-1936)
  3. Свердловская киностудия ( 1929-1933)
  4. Типография (1929-1930)
  5. Главный почтамт (1929-1934)
  6. Спортивный центр Динамо (1931-1934)
  7. Дом обороны (1930-1934)
  8. Союзхлеб (1928-1929)
  9. Уралоблсовнархозное общежитие (1930-1933)
  10. Детский сад юстиции (1932-1934)
  11. Здание администрации завода "Уралмаш" (1933-1935)
  12. Уралмашзаводский Дворец культуры (1929-1935)
  13. Мадрид Отель (1928-1934)
  14. Белая башня (1929)

Город чекистов (1929-1936). Image © Федор Тельков

Конструктивистское движение, созданное в начале советской эпохи и полностью подчиненное советской идеологии, должно было сформировать основы храброго нового мира. Введение пятилеток совпало с тем временем, когда конструктивизм был принят в качестве официального архитектурного стиля в СССР. Эти обстоятельства позволили многим архитекторам реализовать смелые проекты по всему Советскому Союзу, и Урал стал одним из самых больших магнитов.

В этой статье, написанной Сашей Загряжским, переведенной Филиппом Качалиным и с фотографиями Федора Телкова, вы можете совершить виртуальную экскурсию по четырнадцати наиболее значительным советским конструктивистским зданиям Екатеринбурга.

В этой статье, написанной Сашей Загряжским, переведенной Филиппом Качалиным и с фотографиями Федора Телкова, вы можете совершить виртуальную экскурсию по четырнадцати наиболее значительным советским конструктивистским зданиям Екатеринбурга

+ 17 + 17

+ 17

Интерьер: Уралмашзавод, Дворец культуры (1929-1935). Image © Федор Тельков

Сегодня конструктивизм остается одной из главных исторических тем, обсуждаемых в Екатеринбург , Местные жители любят узнавать что-то новое о своем городе и любят участвовать в турах по Екатеринбург Многочисленные конструктивистские ориентиры. Чиновники стремятся превратить авангардную архитектуру в туристическую достопримечательность. Действительно, Конструктивистский музей-квартира собирается открыть в городе. Дизайнеры ювелирных украшений создали кольца в форме Белой башни и ожерелья, напоминающие знаменитый полукруг отеля «Исеть».

Город чекистов (1929-1936). Image © Федор Тельков

Город чекистов (1929-1936)

Расположение: городской квартал, образованный улицами Ленина, Луначарского, Первомайской и Кузнечной.

Этот комплекс в самом сердце Екатеринбург Был построен по проекту дизайн Иван Антонов и Вениамин Соколов. Первоначально названный жилыми помещениями НКВД, комплекс был прозван Чекист-Таун простым народом. Проект предусматривал строительство разветвленной сети жилых и общественных зданий, в том числе жилых домов, культурных центров и объектов здравоохранения и образования.

Коммунальные дома для рабочих считались важным социалистическим достижением, достигнутым благодаря инициативе рабочего класса. Рабочий класс стремился покончить с неравенством в распределении жилой площади и отверг прежний домашний порядок. Заповеди коллективизации призывали советских граждан мыться в общественных банях и есть на общественных фабриках-кухнях. Поэтому отсутствие личных кухонь и ванных комнат стало отличительной чертой этих домов. В наши дни квартиры в обновленном Чекистском городке, конечно, имеют ванные комнаты: они обычно занимают бывшие спальни и унаследовали свои большие окна.

Отель Iset, построенный в форме полукруга, является центральным архитектурным памятником Чекиста. Сверху вниз видно, что отель, бывшее общежитие гостиничного типа, напоминает серп, а соседний Дом культуры имени Серго Орджоникидзе (в настоящее время здесь размещается Урал Краеведческий музей) выглядит как молоток. Однако эта тонкая дань никогда не была официально признана.

Жилые здания, образующие внешнюю границу квартала, выровнены по направлению к окружающим улицам на 10 градусов, что придает определенный ритм и динамизм пространству квартала. Городская легенда гласит, что глубоко в недрах чекистского города лежат бывшие комнаты пыток и казни. Однако никаких твердых доказательств, подтверждающих эту легенду, обнаружено не было. Текущие жители Чекистского городка описывают общее состояние блока как «удовлетворительное». Гостиница Исеть используется только неполный рабочий день: например, в сентябре 2015 года в отеле прошел третий Урал Промышленная биеннале. Будущее Iset остается неопределенным: отель в настоящее время находится в поиске нового арендатора.

Будущее Iset остается неопределенным: отель в настоящее время находится в поиске нового арендатора

Уральский историко-археологический музей (1929-1936). Image © Федор Тельков

Уральский историко-археологический музей ( 1929-1936)

Расположение: проспект Ленина 69/10

Урал Музей истории и археологии - еще одна часть Чекиста, заслуживающая особого признания. В здании музея когда-то размещались Дом культуры Дзержинского и общественный кафетерий, и он был местом встречи жителей города. Необычным образом меню кафетерия было объявлено через внутреннюю систему оповещения. Жители квартала могли добраться до столовой прямо из своих домов через специальный проход и винтовую лестницу. Лестница клуба - один из немногих элементов интерьера конструктивистской эпохи, который сохранился до наших дней в своем первоначальном виде. Потолочные балки на вершине лестницы пересекаются, образуя пятиконечную звезду, а сама лестница идет против часовой стрелки, игнорируя невысказанное архитектурное правило.

Местные старожилы говорят, что, когда проект строительства гостиницы «Исеть» был завершен, клуб стал главным местом знакомства молодых сотрудников НКВД. В отеле также размещалось общежитие для одиноких офицеров НКВД и офицеров с небольшими семьями. Офицеры отправились в клуб через проход, соединяющий отель с клубом.

В начале 1990-х годов здание было официально передано Свердловскому краеведческому музею (Екатеринбург назывался Свердловским в период с 1924 по 1991 год - Стрелка ). Музей должен был переехать туда из Вознесенской церкви, которая возвращалась Русской Православной Церкви. Оригинальные авангардные интерьеры были стерты с лица земли во время реконструкции, и только лестница осталась нетронутой. В здании до сих пор находится краеведческий музей. Его центральным элементом является идол Шигира, пятиметровая скульптура, вдвое старше египетских пирамид. В 2004 году подвал здания предоставил знаменитый Урал Драматург Николай Коляда со своей первой сценой. Позже Коляда сказал, что в подвале музея есть стрельбище длиной 100 метров с наклонным потолком, высотой всего в полметра на одном конце. Ходят слухи, что на самом деле это был вышеупомянутый секретный зал НКВД, где казнили врагов советского правительства.

Свердловская киностудия (1929-1933). Image © Федор Тельков

Свердловская киностудия ( 1929-1933)

Расположение: проспект Ленина, 50

Перед Чекистским городком стоит еще одно здание эпохи конструктивизма, ранее занимавшееся Клубом строителей и Свердловской киностудией, в которой в настоящее время размещается торговый центр City Centre. Якобы здание было спроектировано так, чтобы напоминать трактор по форме, но эта теория никогда не получала официального подтверждения. Здание является выдающимся образцом советской архитектуры конца 1920-х годов, с открытыми балконами, широкими лестницами, проходами и просторным внутренним пространством, которое сегодня не узнают небольшие магазины, расположенные в здании. Фасад студии был, к счастью, сохранен в почти нетронутом состоянии; однако, в настоящее время владельцы магазинов используют свои чисто геометрические формы для показа своей рекламы.

Здание разделено на две части: часть зала, выступающая во внутренний двор, и клубная часть, занимающая две вытянутые секции. В клубе была система парового отопления, кафе, театр, кинотеатр и комнаты для размещения различных кружков. Клубные лоджии удваиваются как смотровые площадки. Во время войны в здании размещалась Свердловская киностудия. Поскольку здание изначально не предназначалось для кинопроизводства, были сделаны некоторые изменения, включая косметический ремонт интерьеров, снос стен и кирпичную кладку окон. В 1944 году Свердловская киностудия выпустила свой первый фильм « Сильва» - музыкальную комедию по мотивам австрийской оперетты. В тяжелые годы после войны студия оставалась в значительной степени опустошенной.

Свердловская киностудия получила широкое признание в 1950-е и 1970-е годы благодаря инновационному подходу к жанрам документальной и научно-популярной литературы. В 2004 году студия выпустила First on the Moon , одну из самых узнаваемых работ и первый игровой фильм режиссера Алексея Федорченко. Фильм рассказывает историю первого пилотируемого полета на Луну, который готовили и запускали Советы.

Типография (1929-1930). Image © Федор Тельков

Типография (1929-1930)

Расположение: проспект Ленина, 51

Урал Рабочий Типография является одним из Урал Самая старая типография построена в 1926 году. Здание было спроектировано Георгием Голубевым, который впоследствии был назначен главным свердловским городским архитектором. Отличительные элементы здания, в том числе непрерывные окна, простирающиеся по всему периметру, округлый фасад, поддерживаемый одной колонной, и выступающие лестничные клетки, заключенные в полукруглые стеклянные клетки, впоследствии стали отличительной чертой конструктивистской архитектуры. Тем не менее, здесь эти функции возникли из-за необходимости: печатные мастерские должны были хорошо освещаться весь день. Типография занимала три нижних этажа здания. В четвертом размещены редакции газеты и издательство.

В марте 1934 года Типография предоставила свои помещения для издательства, типографии, офисов Уральского Рабочего , Свердловского Рабочего и На смену ! газеты и местное отделение фотоагентства ТАСС. Во время Великой Отечественной войны эти кабинеты должны были быть ближе друг к другу, чтобы освободить место для эвакуированных советских писателей. Тогда, по предложению председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева, там был создан Центр писателей. В военное время в Центре работали Агния Барто, Лев Касиль, Алексей Новиков-Прибой, Ольга Форш, Мариетта Шагинян и ряд других выдающихся писателей. В 2010 году Типография стала местом проведения первого Урал Промышленная биеннале. После этого здание было почти полностью сдано в аренду. В настоящее время в типографии находятся кафе, рестораны, большой книжный магазин и одноименный ночной клуб, Екатеринбург крупнейший, который занимает бывшее хранилище. Несмотря на широкое облагораживание, большое пространство внутри здания остается незанятым.

Несмотря на широкое облагораживание, большое пространство внутри здания остается незанятым

Главный почтамт (1929-1934). Image © Федор Тельков

Главный почтамт (1929-1934)

Расположение: проспект Ленина 39

Дом связи, также известный как Главный почтамт, расположен в двух кварталах от города Чекиста. Здание было спроектировано в форме трактора для прославления сельскохозяйственных рабочих, коллективизации и колхозов. Проект был разработан Константином Соломоновым и Вениамином Соколовым по поручению Наркомата связи СССР. Проект, разработанный Соломоновым и Соколовым в 1933 году, был не просто главным почтовым отделением города. В здании также располагались детский сад и детский сад, 800-местный радиотеатр - место, где можно пообщаться и узнать о последних событиях, - и комнаты для хобби, чтобы советские граждане могли развиваться, не покидая своих рабочих мест.

В здании также размещались почта, междугородная телефонная станция и телеграф. В отдельном здании размещалась автоматическая телефонная станция, обслуживающая 10 000 телефонных номеров, распределенных по основным городским учреждениям и жилым домам центрального района. Главный почтамт по-прежнему выполняет свою основную задачу сегодня.

Главный почтамт по-прежнему выполняет свою основную задачу сегодня

Спортивный центр Динамо (1931-1934). Image © Федор Тельков

Спортивный центр Динамо (1931-1934)

Расположение: ул. Ерёмина, 12

Спортивный центр «Динамо», расположенный на небольшом полуострове в городском пруду и имеющий форму движущегося корабля, был спроектирован Вениамином Соколовым, одним из самых выдающихся Урал конструктивисты. Полностью остекленный округлый фасад помогает создать сходство с морской архитектурой. Окно в форме буквы V похоже на лук, оконные балконы напоминают спасательные шлюпки, а конструкция крыши над главным павильоном наводит на мысль о капитанском мостике. В 30-е годы на крыше стояли длинные антенны, которые издалека можно было принять за корабельные мачты. Эти антенны были позже демонтированы.

В 1980 году местное правительство рассмотрело вопрос о сносе спортивного центра, чтобы расчистить почву для памятника жертвам Великой Отечественной войны. Тогда свердловчанам удалось спасти одну из достопримечательностей своего города. В настоящее время памятник эпохи конструктивизма, управляемый Министерством внутренних дел России, переживает трудные времена: большинство его оригинальных интерьеров не пережили многократные проекты реставрации и реконструкции.

В настоящее время памятник эпохи конструктивизма, управляемый Министерством внутренних дел России, переживает трудные времена: большинство его оригинальных интерьеров не пережили многократные проекты реставрации и реконструкции

Дом обороны (1930-1934). Image © Федор Тельков

Дом обороны (1930-1934)

Расположение: ул. Малышева, 31д

Спортивный комплекс ДОСААФ (Добровольное общество сотрудничества с армией, ВВС и ВМФ - Стрелка ) был построен на месте бывшего оживленного рынка возле церкви Святого Максимилиана в старом центре городской администрации. Целый квартал между улицами Малышева, Воеводина и 8 Марты и проспектом Ленина был предоставлен для строительства. В это время, в начале 1930-х годов, в Екатеринбург (например, спортивный центр «Динамо» был построен в 1934 году). Дом обороны должен был стать сильным символом спорта, а также символом власти Советской армии и флота.

Первоначальный проект был чрезвычайно амбициозным и помимо клуба и спортивного колледжа также включал жилую зону, тренажерный зал и спортивную арену. Город действительно ждал своего нового символа. Ожидалось, что спортивный комплекс заполнит целый городской квартал с его центральной частью, стадионом с гигантским куполом, возвышающимся над окрестностями. Проект так и не был завершен, строятся только клуб и колледж. Здание клуба получило дизайн в форме корабля, любимца конструктивистов. Если смотреть со стороны соседней улицы Малышева, здание действительно напоминает корабль. Учебный биплан U-1 был установлен на крыше выступающего первого этажа. Крыша U-1 была позже заменена пилотажным самолетом Як-55.

Сегодня здание зажато между новыми жилыми домами, бизнес-центром и реконструированной церковью и выглядит немного менее заметным. Тем не менее, вряд ли можно пропустить Дом обороны. Любой, кто захочет поближе взглянуть на этот памятник конструктивистской архитектуры, может войти в здание и даже прогуляться по полностью застекленной лестнице, типичному элементу конструктивистской архитектуры.

Союзхлеб (1928-1929). Image © Федор Тельков

Союзхлеб (1928-1929)

Расположение: Банковский пер., 9

Хотя Союзхлеб является памятником архитектуры, расположенным в непосредственной близости от городской администрации, он оставался без присмотра и заброшенным в течение 10 лет. Ходят слухи, что постепенное разрушение здания намеренно игнорируется, чтобы освободить место для развития засыпки в центре города. Около 10 лет назад его последний обитатель, Свердловский фармацевтический завод, управлял производством антибиотиков, наполняя прилегающую территорию сильным запахом пенициллина. Здание Союзхлеба с тех пор оставалось незанятым.

Дизайнерские решения "Союзхлеба" являются отличительной чертой конструктивизма конца 1920-х годов. Здание имеет диагональное выравнивание вестибюлей и центральной лестницы, холловидные комнаты на первом этаже и дизайн верхних этажей в прихожей. Первоначальное сходство здания с танком или линейным кораблем менее узнаваемо, чем раньше, поскольку его форма изменила внешний вид из-за потери нескольких архитектурных элементов и украшений стен. Прилегающая к нему территория также лежит ветхой.

Уличный художник Тимофей Радя привлек общественное внимание к зданию, когда использовал его в качестве места проведения своего арт-проекта «Вечный огонь». Радя использовал коктейли Молотова и плотную ткань для создания шести портретов настоящих бойцов Великой Отечественной войны, которые он демонстрировал в окнах "Союзхлеба".

Уралоблсовнархозное общежитие (1930-1933). Image © Федор Тельков

Уралоблсовнархозное общежитие (1930-1933)

Расположение: ул. Малышева, 21/1

Тот, кто не знает города, может легко пропустить многоэтажное здание, расположенное на одной из центральных Екатеринбург улиц. Многие местные жители знают это здание только благодаря тому, что театр Волхонка занимает нижние этажи. Между тем, это бывшее общежитие для одиноких и небольших семей является одним из главных памятников конструктивизма, оставшихся в Екатеринбург , Проект здания был разработан легендарным советским архитектором Моисеем Гинзбургом.

Первоначально в здании не было цокольного этажа: в соответствии с учением Ле Корбюзье здание было расположено на бетонных колоннах, что позволяло свободный вход во двор. Открытая терраса для загорания проходила вдоль верхнего этажа. Тем не менее, в 1940 году здание получило цокольный этаж с магазинами и театром, а в 1970 году утратило террасу, утратив инновационные черты и приобретая более общий вид.

Однако, незатронутый потерей характерных внешних особенностей, интерьер здания остается весьма примечательным. Бывшее общежитие имеет только два коридора, проходящих через все здание на третьем и шестом этажах. Эти два коридора обеспечивали доступ к каждой отдельной двухэтажной камере F-типа в общежитии. Мотивированные творческим поиском и идеями коммунального жилья и стремлением к экономической эффективности (как ни странно, даже многоэтажные решения могут оказаться рациональными), конструктивисты также стремились улучшить санитарные условия. Несмотря на определенные недостатки, многоэтажный дизайн с большими окнами и высокими потолками в жилых комнатах и ​​более низкими потолками и меньшими окнами в спальнях позволил увеличить площадь пола и сделать более просторные камеры. Сегодня эти F-клетки, которые простые люди быстро называют «эффафами», вмещают офисы и мастерские, принадлежащие членам профсоюза художников. Большая часть интерьеров была потеряна, но несколько F-клеток остались практически нетронутыми. В следующем году музей конструктивизма откроется в одной из этих камер.

Детский сад юстиции (1932-1934). Image © Федор Тельков

Детский сад юстиции (1932-1934)

Расположение: ул. Малышева, 2б

Детский сад юстиции в форме улитки, Екатеринбург Это еще один знаменитый городской квартал, воспитанный для детей из местных семей. Город, построенный между 1932 и 1934 гг. Екатеринбург судьи и пенитенциарные работники. Город был построен на основе городской тюрьмы, построенной во второй половине 19-го века и названной Домом исправительного труда после Октябрьской революции 1917 года. Проект был якобы разработан Сергеем Захаровым. Город стоит далеко от традиционных туристических маршрутов, и даже Екатеринбург местные жители едва ли знают о существовании дома в форме улитки.

Хотя сегодня здание далеко не в лучшем состоянии, оно, безусловно, заслуживает обхода и внимательного взгляда на его архитектуру.

Хотя сегодня здание далеко не в лучшем состоянии, оно, безусловно, заслуживает обхода и внимательного взгляда на его архитектуру

Здание администрации завода "Уралмаш" (1933-1935). Image © Федор Тельков

Здание администрации завода "Уралмаш" (1933-1935)

Расположение: ул. Машиностроителей, 19а

Административное здание завода Уралмаш было построено в 1933 - 1935 годах группой архитекторов во главе с молодым выпускником Ленинградского архитектурного университета Петром Оранским. Оранскому доверили любой проект мечты архитектора: поднять город с нуля. В 1928 году он был назначен руководителем группы архитекторов, которым было поручено проектировать микрорайон Уралмаш. В результате был открыт почтовый городок с лучами улиц, сходящихся на площади Первой пятилетки, где был расположен вход на завод Уралмаш.

Первоначальный план микрорайона не включал площадь: три улицы должны были излучаться прямо от входа, а главная улица, называемая в проекте Осевой, являлась естественным продолжением главного коридора завода. В конце концов Оранский выбрал большую площадь перед входом, что обеспечило лучший проход к заводу и обратно.

Пятиэтажное здание представляет собой сложную комбинацию прямоугольных блоков, образующих F-образную композицию. Главный фасад асимметричен и состоит из трех секций. Внутри здание состоит из многочисленных залов, соединенных рядом коридоров. Выбранные материалы не соответствуют архитектурному стилю здания: отходя от конструктивистских традиций, административное здание в основном кирпичное с деревянными стропилами. Десятиэтажная башня с балконами и смотровыми площадками с видом на все три радиальные улицы из первоначального проекта была списана. Более поздние проходы связывали офис завода с научно-исследовательским институтом «Тяжмаш», размечая внутренний двор. Помимо установки балочной конструкции, поддерживающей логотип UZTM на крыше, экстерьер здания практически не претерпел каких-либо изменений с момента его строительства.

Уралмашзавод, Дворец культуры (1929-1935). Image © Федор Тельков

Уралмашзаводский Дворец культуры (1929-1935)

Расположение: бул. Культуры, 3

Известное сегодня как Дворец культуры Уралмашзавод, это здание изначально было построено как рабочая фабрика-кухня по проекту, совместно разработанному Валерием Парамоновым и Моисеем Рейшером совместно с Белой Шеффлер. Оригинальная идея для здания принадлежала администратору Уралмашинстроя Александру Банникову. Виктор Анфимов, участник проекта по строительству завода и микрорайона, сказал, что Банников представляет большую и высокоавтоматизированную фабрику-кухню, способную производить 100 000 порций в день. Однако к тому времени, когда проект был завершен, потребность в фабричной кухне исчезла, так как большинство заводских зданий уже имели свои собственные кафетерии. Также рабочие предпочитали завтракать и ужинать дома, что делало идею Банникова нежизнеспособной.

Затем здание было перепроектировано для размещения клуба инженерно-технического персонала. В то время никаких планов по созданию Дворца культуры здесь не было, так как проект микрорайона предусматривал строительство собственного Дворца культуры буквально на противоположной стороне улицы. Работы по перепроектированию вел Петр Оранский, главный конструктор генерального плана Уралмаша, а в 1935 - 1936 годах здание получило колоссальный зал на 1000 мест (для этого требовалось поднять потолок на 1,5 метра), танцевальный зал, детский клуб, библиотека и небольшой кинозал. Его колонны и потолки были украшены штукатуркой.

Фактически это был типичный дворец культуры, построенный исключительно для инженерно-технического персонала. Клуб, официально названный Домом инженерно-технических работников, был основан в феврале 1937 года. Однако вскоре он был переименован в Сталинский клуб, так как новый Дворец культуры так и не прошел его фундамент, и в городе возникла необходимость. для культурного центра. Клуб сохранил это название до конца культа личности, который был провозглашен в 1956 году. Клуб получил свое современное название - Дворец культуры Уралмашзавод.

Со времени постройки здание не подвергалось никакой реставрации и с начала 2000-х годов оставалось практически безлюдным. В 2006 году часть здания была передана Екатеринбург Академия современного искусства, которая финансировала восстановление своего крыла. К сожалению, интерьеры были потеряны в процессе.

В 2008 году здание сильно пострадало в результате пожара, который охватил всю центральную часть, включая центральный зал. Почему-то тогда здание не было внесено в список - оно было добавлено только в список объектов культурного наследия в 2014 году под давлением общественности. Сегодня те части дворца, которые пережили пожар, вмещают различные клубы и кружки. К счастью, интерьеры сохранившихся частей остались в основном нетронутыми: картины соцреализма по-прежнему украшают стены, окна все еще покрыты напыщенными портьерами из малинового бархата, а некоторые из оригинальных люстр из свинцового стекла все еще свисают с потолков. Лестница, украшенная мраморными мозаичными перилами, заслуживает особого внимания.

Мадрид Отель (1928-1934). Image © Федор Тельков

Мадрид Отель (1928-1934)

Расположение: бул. Культуры, 1

Мадрид является неофициальным прозвищем этого здания. Есть несколько историй о том, как отель получил его, но одна может быть ближе к истине, чем другие. В 1933 году, когда строительство еще продолжалось, готовое здание должно было стать гостиницей. В то время в Испании шла гражданская война, поэтому будущий отель был назван рабочим названием Мадрид. Однако, когда строительство было закончено, здание вместо этого превратилось в женское общежитие, а затем, во время войны, в эвакуационный госпиталь, после чего снова стало женским общежитием после дня победы. Мадрид как-то застрял - казалось бы, навсегда.

Мадрид спроектировал Бела Шеффлер, немецкий архитектор еврейского происхождения и выпускник Немецкой академии архитектуры Баухауз. Он был членом Коммунистической партии Германии и одним из нескольких немецких архитекторов, которые прибыли в Советский Союз в 1920–1930-х годах, чтобы помочь в создании рабочих поселений рядом с недавно построенными заводами. Германия к тому времени накопила значительный опыт в этой области. Было установлено, что Шеффлер должен принять участие в строительстве старого Уралмашского Дворца культуры и административного здания Уралмаша. Позже его имя было почти стерто: в 1942 году Шеффлеру было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу нацистской Германии, несмотря на то, что его еврейское наследие по умолчанию обвинило это обвинение, - и казнил. Он был реабилитирован только в 1989 году.

Угол наклона главного фасада отеля «Мадрид» выходит на площадь Первой пятилетки. Его крылья тянутся по улице Машиностроителей и бульвару Культуры. Здание имеет характерный красный кирпичный цвет: специальная краска, разработанная в лаборатории Уралмаша, оказалась чрезвычайно долговечной. Отель выделяется среди других зданий вдоль площади благодаря своей красивой штукатурке, впечатляющему ритму балконов и необычному дизайну главного входа. Внутри номера отеля украшены штукатуркой. Просторный главный вестибюль отеля содержит монументальную лестницу. Во второй половине 30-х годов конструктивистский облик главного фасада был обогащен неоклассическими чертами, включая упорядоченные архитектурные элементы, пилястры и декоративные работы. С конца 1930-х годов здание было по сути примером эклектичной постконструктивистской архитектуры, украшенной поддельными внешними элементами. Как и другие памятники эпохи конструктивизма, отель Madrid в настоящее время находится в плохом состоянии, здание остается в основном незанятым, за исключением нескольких офисов компании.

Белая башня (1929). Image © Федор Тельков

Белая башня (1929)

Расположение: пересечение улиц Донбасская и бульвара Культуры.

Белую башню часто называют жемчужиной конструктивистской архитектуры. Разработанная 24-летним Моисеем Райшером, форма башни полностью подчинена ее функции. В процессе строительства использовались новейшие доступные технологии - башня стала первой бетонной конструкцией, построенной в Урал область, край. Кроме того, впервые при производстве цистерн с водой использовалась электросварка вместо клепки. Более того, танк, построенный для Белой Башни, был в то время самым большим в мире. Сомневаясь в надежности железобетонной опоры, главный инженер Уралмашинстроя дополнил оригинальную однопилонную конструкцию двумя дополнительными пилонами. Эксперты, изучавшие историю Белой башни, говорят, что Рейшер планировал, что его творение станет достопримечательностью района Уралмаш. Белая башня перестала служить своей первоначальной цели в 1960-х годах. Затем Рейшер предложил превратить башню в кафе с мороженым со смотровой площадкой, но это предложение так и не было реализовано.

Сегодня Белая Башня находится в плачевном состоянии, хотя местная администрация и архитекторы предпринимают нерегулярные попытки возродить здание. Например, в последние несколько лет Екатеринбург состоялся фестиваль архитектуры Белой башни. В 2014 году группа молодых архитекторов Подельников вместе с Урал Филиал Национального центра современного искусства и при поддержке Министерства культуры запустил проект «Культурные лаборатории Белой башни». Эти лаборатории преследуют цель найти способ превратить архитектурную достопримечательность в действующий городской проект.