Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Отец крамольного «Гомону» и «совецкий тунеядец». Памяти Леопольда Ященко

90 лет со дня рождения Леопольда Ященко

Сейчас, когда некоторые называют дискриминацией введение квот на украиноязычные передачи в теле- и радиоэфире, не грех напомнить о причинах превращения нашей культуры на провинциальную. Причем не только во времена Валуевского циркуляра и Эмского указа, но и в недавние советские времена, когда любовь к родному языку и песни расценивалась как «украинский буржуазный национализм».

Это вполне ощутил на себе подвижник-музыкант Леопольд Ященко, чей фольклорный ансамбль хорового пения «Гомон», который всего-навсего выполнял записаны в селах колядки, веснянки и т.д., получил клеймо «крамольного» и «антисоветского». Именно так расценили его репертуар компартийные идеологи, которые имели целью превратить украинский на русскоязычных «советской народ».

90 лет со дня рождения Леопольда Ященко   Сейчас, когда некоторые называют дискриминацией введение квот на украиноязычные передачи в теле- и радиоэфире, не грех напомнить о причинах превращения нашей культуры на провинциальную

Выпускник Киевской консерватории и старший научный сотрудник Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР Леопольд Ященко, который во время экспедиций Украины записал сотни народных песен, не мог допустить, чтобы все это богатство осталось в фондохранилище и архивах. При поддержке единомышленников, сначала в Киевском университете возник фольклорный ансамбль «Веснянка», а 31 декабря 1959 на улицах украинской столицы впервые за много десятилетий зазвучали колядки хористов-любителей.

При поддержке единомышленников, сначала в Киевском университете возник фольклорный ансамбль «Веснянка», а 31 декабря 1959 на улицах украинской столицы впервые за много десятилетий зазвучали колядки хористов-любителей

Считается, что фольклорный коллектив «Гомон» образовано в 1969 году как этнографический хор при доме культуры «Пищевик». На самом деле самодеятельные певцы под руководством Леопольда Ященко выступали задолго до этого. Десять лет их концертной площадкой были улицы и парки Киева, где пение любителей был от души и для души тех, кто не отрекся родного языка и народной культуры.

Десять лет их концертной площадкой были улицы и парки Киева, где пение любителей был от души и для души тех, кто не отрекся родного языка и народной культуры

Однако конец хрущевской оттепели ознаменовал начало очередной волны репрессий против свободомыслия. Леопольд Ященко в 1968 году стал одним из подписантов легендарного письма 139, в котором главные представители украинской интеллигенции протестовали против закрытых судов над коллегами. В итоге старший научный сотрудник оказался без работы и вынужден был заняться этнографическим хором уже на профессиональной основе, получая мизерную ставку как руководитель художественной самодеятельности при доме культуры «Пищевик».

В итоге старший научный сотрудник оказался без работы и вынужден был заняться этнографическим хором уже на профессиональной основе, получая мизерную ставку как руководитель художественной самодеятельности при доме культуры «Пищевик»

Однако уже 20 сентября 1971 этнографический коллектив «Гомон» ликвидировали как «националистический». По словам одного из участников заседания, на котором решали судьбу хора, петь надо не на улицах и в парках, а на сцене с заранее согласованным репертуаром и вместо фольклора «Петей украинськие Народные Песня, Песня украинским Советский композиторов, Песня о родину и Песня о партии ».

По словам одного из участников заседания, на котором решали судьбу хора, петь надо не на улицах и в парках, а на сцене с заранее согласованным репертуаром и вместо фольклора «Петей украинськие Народные Песня, Песня украинским Советский композиторов, Песня о родину и Песня о партии »

Фото Ефрема Лукацкого Через неделю после этого Леопольда Ященко выгнали из Союза композиторов Украины, что автоматически поставило его в разряд «тунеядца», который нигде не работает, а «только пойот антисоветские Песня». На самом деле 43-летнего бывшего ученого-фольклориста никто в Киеве не брал даже на более или менее престижные рабочие должности. Поэтому пришлось зарабатывать на хлеб сезонным овощеводом в пригородном совхозе, каменщиком в Барышевке, работать на сносе ветхих и аварийных домов в Киеве. Фото Ефрема Лукацкого Через неделю после этого Леопольда Ященко выгнали из Союза композиторов Украины, что автоматически поставило его в разряд «тунеядца», который нигде не работает, а «только пойот антисоветские Песня»

Опальному художнику не раз намекали, что стоит ему раскаяться и признать националистические ошибки, как все в жизни наладится. Однако, в отличие от многих диссидентов, которые шли на определенные компромиссы с властью, фольклорист, который никогда не участвовал в антисоветской деятельности, остался несокрушимым. «Когда встал вопрос выбора: или ползать, или стоять - я должен был оставаться собой и стоять до последнего», - вспоминал уже во времена независимости Украины Леопольд Ященко.

Он прекрасно осознавал, что признание несуществующей вины станет предательством тех хористов «Гомону», которые подверглись преследованиям за любовь к родной песне. Участие в фольклорном коллективе стала основанием для освобождения от работы не только журналистов, ученых, учителей, но даже воспитательниц детских садов. В подписанном 5 сентября 1974 секретарем Житомирского обкома компартии Валентином Острожинский письме в ЦК КПУ говорилось об исключении из рядов КПСС старшего преподавателя марксистско-ленинской философии местного сельхозинститута В.Мулявы, который во время учебы в Институте повышения квалификации при Киевском университете «посещал занятия хора« шум »сомнительного направления».

Такими методами насаждали мысль, что все украинское опасно для карьеры, а потому лучше "Гавар и Петей на абщепонятном язык», эхо чего звучит и сейчас.

Виктор Шпак
«Урядовый курьер»
Заглавное фото - Ефрема Лукацкого

* Точка зрения автора может не совпадать с позицией агентства