Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

назад

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
(1814-1861)

Тарас Шевченко родился 9 марта 1814 в с Тарас Шевченко родился 9 марта 1814 в с. Моринцах Звенигородского уезда Киевской губернии (теперь Черкасская область) в семье крепостных Григория и Екатерины Шевченко. Отец Тарасов был не только хорошо земледельцем, он еще и стельмахував и чумаковал, к тому же умел читать и писать. Достаточно пророческим оказался родителей завещание: «Сыну моему Тарасу с наследства после меня ничего не надо. Он не будет человеком попало, из него выйдет или что-то очень хорошо, или большой лодырь; для него наследство по мне ... ничего не значить ... ». Когда Тарасу было два года, семья переехала в село Кирилловка (Кереливка). Позже Т. Шевченко очень часто называл своей родиной именно Кирилловку, говорил, что здесь он и родился (про себя, малого и о родительский дом в Кирилловке Шевченко вспоминал в повести «Княгиня»).

В 1822 г.. Отец отдал сына в науку к дьяку, а в следующем году умерла мать Тараса.
Отец женился второй раз с Терещенчиха, которая имела трех своих детей. С тех пор в семье шли постоянные ссоры между отцом и мачехой, между детьми.

После смерти отца мачеха выжила пасынка с родительского дома, и Тарас жил в кирилловской благодарность-пьяницы Петра Богорского. В 1829 г.. Тарас стал слугой-казачком пана Энгельгардта, впоследствии переехал с ним в Петербург. В 1832. господин отдал Шевченко в живописных дел цехового мастера Ширяева (способности к живописи оказались у Тараса очень рано: еще с детства мел и уголек были для него большой радостью, а стремясь стать художником, парень побывал в трех церковных художников. Однако ни один из них не обнаружил в парня таланта). Хотя от жестокого маляра Тарасу не раз доставалось, но он терпел ради вожделенного искусства. Парень немало рисовал с натуры. Однажды, перерисовывая статуи в Летнем саду, Шевченко встретил земляка - художника И. Сошенко, который познакомил его с выдающимися деятелями русской и украинской культур (К. Брюлловым, В. Григорьевичем, О. Венециановым, В. Жуковским, Е. Иребинкою).

В 1837 В 1837. Тарас Шевченко написал поэму «Причинение», а 22 апреля 1838 совместными усилиями упомянутых художников Шевченко был выкуплен из крепостной зависимости. В этом году он стал вольнослушателем Академии художеств, а впоследствии одним из самых любимых учеников выдающегося русского художника Брюллова. Юноша поглощал книги по искусству, всемирной истории слушал лекции по анатомии, физиологии, зоологии, часто бывал в театрах и музеях.

В 1840 В 1840. Тарас Шевченко напечатал поэтический сборник «Кобзарь». А осенью был удостоен серебряной медали второй степени Академии за картину «Мальчик-нищий, дает хлеб собаке». В следующем году вышла отдельной книгой поэма «Гайдамаки». В 1843-1845 pp. поэт посетил Украину. За несколько месяцев он успел побывать во многих местах Киевщины, Черниговщины и Екатеринославщины (теперь Днепропетровская область). Его поразили увиденные картины нищенской жизни крепостных, их бесправное положение. Побывал Тарас и на месте расположения славной Запорожской Сечи. В родном селе Шевченко увиделся с братьями и сестрами, застал еще живого деда, нарисовал его, а также свой дом.

В 1845. поэт вернулся в Петербург, завершил обучение в Академии, выдал на собственные средства «Живописная Украина» - серию картин, где отражено исторические места Украины, ее быт и природу. Написал пять поэм: «Кавказ», «Еретик», «Подземелье», «Служанка», «И мертвым, и живым ...» и всемирно известный «Завещание»: В 1846г. Тарас Шевченко отправился в Украину с целью там поселиться, нашел в Киевской археографической комиссии и начал изображать и описывать исторические памятники по всей Украине. В этом году в Киеве поэт познакомился с преподавателем истории Киевского университета, в будущем - выдающимся ученым-историком, писателем и публицистом Н. Костомаровым, который агитировал Шевченко вступить в тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского братства, которое распространяло идеи славянского единения, имея целью В 1845 образования федерации свободных славянских народов. Основной программный документ организации - «Книга бытия украинского народа», написанная Костомаровым. В нем читаем, что недалеко уже то время, когда в Украине все люди будут «свободны и равны, и не было бы Украины над собой ни царя, ни господина, кроме Единого Бога, и, несмотря на Украине, так сделалось и в Польше и в других славянских краях ». В этой же книге остро заклеймен Петра и Екатерину II, назовут их палачами за то, что они лишили Украину свободы.

5 апреля 1847 Шевченко был арестован и отправлен в Петербург. Здесь, в каземате, спрятанный от всего мира, в грубых допросах и томительном ожидании приговора провел Тарас Григорьевич апрель и май. Однако Шевченко обвиняли, главным образом, в участии в Кирилло-Мефодиевского братства, а в написании революционных произведений. Наибольшую ярость у высокопоставленных жандармов вызвала поэма «Сон».

После окончания следствия поэт «за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзко стихотворений» сослан в Оренбургский отдельного корпуса рядовым солдатом на 10 лет без права писать и рисовать. Запрет писать и рисовать больше всего возмутила Тараса: «Забрано благородную часть моего бедного существования! - читаем в его дневнике. - Трибунал под председательством самого Сатаны не мог бы вынести такого холодного, нечеловеческого приговора ». Кроме того, солдатчина для поэта была хуже тюрьмы, потому ненавистным был сам дух солдафонства, что чугунно печатью ложился на живую душу. Поэтому Шевченко писал, прячась от унтеров и офицеров, убегая от всего мира в степь, за валы, на берег моря. Писал по ночам при свете луны на случайно найденных кусках оберточной бумаги обломки карандаша, неизвестно как добытого.

В 1848. поэта приняли художником в научную экспедицию под руководством гуманного человека О. Бутакова для изучения и описания Аральского моря. Уже в пути на остров Кос-Арал Тарас Григорьевич немало рисовал - и от этого повеселел. На Кос-Арале Шевченко жил бедно, зато не чувствовал бремени солдатчины, много читал, рисовал, писал. К сожалению, и такое, относительная, свобода длилась недолго. Один офицер донес начальству, что Шевченко вопреки воле царя живет не в казарме, а к тому же рисует. Немедленно у поэта было совершено обыск, Тарас Григорьевич, предупрежден друзьями, сжег почти все свои бумаги (письма, рисунки, различные записи), только «захалявные книги», к счастью, передал на хранение.

В 1850 г.. Шевченко переведен в Новопетровское укрепление - на полуострове Мангышлак. Условия здесь были ужасными. Вокруг пустыня, песок и соленая вода, в ближайшее культурного центра тысячи километров, дорог никаких, климат такой вредный, что солдат здесь меняли через два года. Шевченко же продержали в этой мертвой глуши почти семь лет. Здесь, по расчету царских прислужников, поэт должен был погибнуть если не от болезней, то от скуки и безнадежности. Дня надзора за ним был прикреплен забитого ефрейтора, который должен ходить за поэтом как тень и следить за тем, чтобы Тарас Григорьевич не мог ни писать, ни рисовать. При малейшем подозрении надзиратель грубо обыскивал поэта. На муштру Шевченко должен был ходить даже больным, а болел он непрерывно два года - цингой и золотухой.

Ежедневная муштра подтачивала силы, а насмешки, мелочные придирки и грубые окрики глубоко оскорбляли достоинство, вызвали душевную боль.

В начале 1857 друзья поэта получили царское разрешение на его освобождение, но официального разрешения Шевченко пришлось ждать до августа. Возвращение поэта в Петербург приветствовали все прогрессивные силы страны. Окутан ореолом борца-мученика, он вызвал большой восторг, особенно у молодежи. В 1859 г.. Шевченко получил разрешение вернуться в Украину. Но за революционную агитацию среди крестьян его снова арестовали и приказали выехать в Петербург.

4 сентября 1860 Совет Академии художеств присвоила Шевченко звание академика-гравера 4 сентября 1860 Совет Академии художеств присвоила Шевченко звание академика-гравера. В этом году выходит новое издание «Кобзаря». Шевченко много работает: пишет стихи, создает новые гравюры, следит за распространением своего «Букваря», планирует издание нескольких учебников.

10 марта 1861 Тарас Григорьевич Шевченко умер.

Хотя официальные круги позаботились, чтобы сообщение о смерти поэта было напечатано с опозданием, и хотя была сильная непогода, на похороны Шевченко собралось много людей. Боль, невыразимая тоска окутали друзей и поклонников поэта. Надгробные речи произносились на украинском, русском и польском языках. Гроб с телом Великого Кобзаря несли студенты из церкви целых Смоленское кладбище. На покойника положили лавровый венок. «Были у нас на Украине великие воины, великие правители, а ты стал выше их, и семья родная у тебя самая, собрались к тебе всех языков люди, как дети к родному отцу», - сказал Пантелеймон Кулиш, обращаясь к умершего поэта.

В мае этого же года тело Великого Кобзаря было перевезено в Украину и похоронено на Чернечей горе возле Канева (более Днепр ^ гроб донесли до пристани, а дальше пароходом - в Канев, где в телегу впряглись девушки и везли гроб около десяти километров в вершину Чернечей горы ). В Каневской соборной церкви протопоп - Мацкевич конце панихиды сказал: «Ты, старый Днепр, что гордишься своими волнами седыми! Тебе суждено на своих ребрах-волнах привезти к нам Шевченко останки; скажи ты нам о дорогом для каждого украинском мужчины - Кобзаря! Было время, что о нашей Украине думали, что это конец, неудачливый для высоких чувств и мыслей; но Шевченко доказал, что край сей ... имеет душу и сердце, приступне для всего высокого и прекрасного. Умерший брат! Мир твой просветится перед людьми ... Пройдут века, и далекие потомки детей Украины увидят и узнают, кто был Тарас Шевченко. Хотел ты, брат, жить в Каневе - вот и живи до конца света. А ты, Украина, благоговейно почитай наш город, потому что у нас покоятся кости Тараса Шевченко. Здесь на одной из самых высоких гор Днепровских покоиться прах его, и как на горе Голгофе, подобно кресту Господню, стоять крест, который будет видно и по ту, и по эту сторону нашего славного Днепра ». После погребения люди долго не расходились, некоторые остались ночевать у Тараса ... Было это 22 мая. А 24 над гробом начали насыпать высокий курган-ropy, которую позже назвали Тарасовой.

Первый сборник стихов Тараса Григорьевича Шевченко «Кобзарь» открыла новый этап в развитии украинской литературы. Ценность этого сборника в том, что поэту удалось передать своими произведениями мысли и чувства, надежды и стремления родного народа. Как отметил Н. Добролюбов «... у Шевченко весь круг его дум и чувств находится в полном соответствии со смыслом и строем народной жизни», достаточно сложной для восприятия, но важной и глубокой по содержанию поэма Шевченко «Подземелье». Написана поэма-мистерия в 1845 г.. Мистерия, потому что здесь есть мистические образы преждевременно умерших людей. Господь не принимает их в рай, потому что при жизни они помогли палачам Украины, и за это были наказаны смертью. А примут их в рай, когда наш народ восстанет, избавит родную землю и избавит грешные души страданий. Эти образы выступают в виде белых птиц, то есть душ. Первую из них - красивую девушку, любимицу гетмана Хмельницкого - не пускают в рай за то, что она с полными ведрами перешла путь, когда Богдан со старшиной ехал в Переяслав присягать Москве. Вторую, девушку из Батурина, не пускают за то, что «царю московскому коня напоила», когда он ехал в Москву после Полтавской битвы. В то время, как солдаты превратили ее родной Батурин на пожарище, убили сестру, мать, уничтожили все население города, саму же девушку обесчестили. Третья душа, еще младенец, согрешила тем, что улыбнулась царицы Екатерины, злой волчицы, которая, приказав поджечь казацкую святыню - монастырь Межигорского Спаса, любовалась из Днепра этой ужасающей пожаром. Ребенок действительно не знала и не могла знать, кем была эта царица. Но мать ее должна была знать. За грех матери наказывается ребенка. А отсюда напрашивается вывод: всякая услуга врагу, даже меньше содействие ему, является смертельным грехом.

Таким образом, Тарас Шевченко недвусмысленно осудил коварное присоединения Украины к Российской империи и превращение казацкой старшины в послушного исполнителя воли Москвы, поддержал антимосковскую ориентацию гетмана Ивана Мазепы и выразил свое возмущение антиукраинской политикой жестокой императрицы Екатерины, привела к уничтожению Запорожской Сечи, внедрение страшной крепостничества, ликвидации национального школьного и других жутких преступлений против украинской нации. В трагическом смысле поэмы в завершение дано автором луч надежды: солдаты раскопали лишь малый погреб, а Большого «еще и не доискались». А значит, казацкая вольница окончательно еще не уничтожена и есть надежда на ее возрождение.
Вторая сцена мистерии - это разговор трех ворон: украинской, польской и московитской, каждая из которых хвастается своими действиями. Польская кичится тем, что, пролив во время восстания реки крови, а повстанцев загнав в Сибирь, приведя Польшу в упадок, теперь пирует в Париже. Московитского ворона хвастается новыми указами, которые стали причиной разрушения Украины. Это она привела к тотальному уничтожению Батурина, смерти славного Полуботка, гибели десяти тысяч героических казаков на Ладоге, в Финляндии. Но сколь бы яростной-прелютою она, однако, не сумеет того ужаса производить, что «москали в Украине с казаками действуют». Украинский ворона говорит, что Украина существовала еще задолго до того, как появились Польша и Московия, каркает-предсказывает, что этой ночью родятся близнецы: «один будет, как тот Гонта, палачей пытать», а второй будет палачам помогать. Вороны советуют, как быть с тем новым Гонтой, который «распустит правду и волю по всей Украине». Одна собирается залитый ему глаза растопленным золотом, вторая планирует чинами свернуть руки, третья угрожает собрать со всего мира «все зла и все муки». Постановили: утопить или отравить нового борца за свободу Украины. Такое намерение у тех, кто символизирует темные проявления нации - янычар, оборотней, предателей.

Воронье отлетело, а их место занимают три лирники: слепой, хромой и горбатый. НЕ кобзари, а не бандуристы, а лирники. Кобза и бандура были музыкальными инструментами казаков-рыцарей. А лира - инструмент немощных старцев. В написании произведения Шевченко уже был потерян казацкий вольнолюбивый дух нации, осознания высокого назначения бандуриста, потеряно Украинский понимание значения своего исторического прошлого. Не случайно, позавтракав, лирники легли спать и проспали важное: раскопки погреба. Образы лирников олицетворяют искалеченное поколение, слепое, немое и глухое ко всему, что делают в Украине московские оккупанты.
В течение трех сцен мистерии проворные солдатики раскапывают погреб, ища сокровищ и «древностей». Не находя ни того, ни другого, а только скелеты в кандалах и гнилое корыто, бесятся от ярости, бьют людей, ругаются, бросают в холодную беззащитных лирников. Итак, солдаты ведут себя в Украине, как у себя дома, грубо относятся к Украинской, а те, став моральными калеками (рабами), бросают родной край судьбы.

Поэма-мистерия «Подземелье» в историческом и философском планах - центральное произведение в «Кобзаре», поскольку в ней рассмотрены проблемы потери политического сознания, что привело нас, украинский, к потере государственности, к национального порабощения, а этот вопрос всех вопросов. Не случайно этот знаменательный произведение в шевченковских изданиях в советское время, как правило, не печатался, а советская критика или тенденциозно толковала его, или вообще замалчивали.

«Подземелье» формально не относится к .драматургии Т. Шевченко, но в этой поэме имеются все признаки драматического произведения: три действия, в каждой по три действующих лица (умершие души - вороны-лирники), диалоги, монологи, конфликты, трагические изломы . Все это делает поэму «Подземелье» одной из самых интересных в огромном наследии Кобзаря.

Украинский народ чтит память своего выдающегося сына. С 1918г. ежегодно отмечается День рождения Т. Шевченко. По всей Украине установлены памятники поэту, открыты музеи, его могилу объявлено заповедником, имя поэта присвоено учебным заведениям, научным учреждениям, театрам, улицам, бульварам, площадям, пароходам и тому подобное. Начиная с 1962, ежегодно присуждаются Государственные премии Украины имени Т. Шевченко в области литературы и искусства. Массовыми тиражами печатаются его произведения, переводятся на многие языки. По решению ЮНЕСКО, юбилеи поэта отмечались почти во всех странах мира.

назад

вверх