Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Олесь Гончар: выдающийся сын Днепропетровщины

3 апреля 2018 исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося писателя и общественного деятеля, Героя Украины, академика, лауреата Государственной премии Украины имени Т. Шевченко, других государственных премий Олеся Терентьевича Гончара (1918-1995).

Днепропетровск является центральной географической точкой в ​​его биографии. Именно здесь, в казацкой Ломовке, на окраине Днепропетровска, родился Олесь Гончар. Сюда вернулся обожженным войной, чтобы в Днепропетровском университете продолжить прерванное войной обучения.


В домике сестры по ул. Клубной, 25, где проживал во время учебы, написал первые произведения - новеллы «Модри Камень», «Весна за Моравой», «Певица», очерк «Аспирантка», роман «Знаменосцы» (кн. 1, 2), с которым сразу и ярко вошел в украинскую литературу и был признан самым молодым ее классиком.
Фото 6. Из фонда ДНИМ.

С 1947 года, после переезда в Киев, ежегодно до 1984 года наведывается в Ломовка. Приезжает сам, с семьей, со своими именитыми друзьями. Здесь, в тишине городской окраине, скрывается от столичной суеты, телефонных звонков, официальных встреч. «А такой тишины, как в Ломовке нет нигде», - скажет, побывав на Клубной, Александр Фадеев.

«А такой тишины, как в Ломовке нет нигде», - скажет, побывав на Клубной, Александр Фадеев

На той же Клубной, всего за несколько домов от сестры Гончар приобрел усадьбу и построил свой дом. Усадьба с споришевим двором и большим садом, как у Романа Степного - главного героя романа «Твоя звезда». А рядом поле подсолнухов ... «Стояли до самого горизонта пишноголови, стройные и бесчисленные, и все как один обращены к своему небесному образца, к солнцу ... Казалось, они и сами излучают свет своими оранжевыми бесчисленными коронами, и, может потому вокруг , в зоне их действия, было как-то особенно ясно, очаровательно и празднично как в заповеднике солнца ».

«Вся Клубная как пахла поэзией», - писал Павел Загребельный и замечал, что «... настоящие произведения только и могут рождаться в таких блаженных уголках, как Ломовка».

Не случайно «добрая половина произведений» Гончара, как он сам признавался в письме к своему другу, днепропетровского писателя Сергея Завгороднего, создавалась именно в Ломовке, на «незабываемый Клубной», где «сама атмосфера, среда людей трудовых» склоняли к творчеству.

Нашим степным духом навеяны и «Тронка», и «Таврия», и новеллы из цикла «Юг». Здесь писались «Человек и оружие», «Перекоп». Здесь «созрел» и роман «Собор».


. .

«Сближается всего, с плавней сарматских, из Новомосковска наплывает собор. Ломовка стала Зачиплянка, все, сместившись в пространстве, приблизилась, зажило уже в новой поэтической географии, в новых взаимосвязях, и чувствуешь, как из этих сближений, реальностей, из твоих представлений, фантазий и видений вырастает нечто единое, рождается та моцартовская гармония искусства ... Будет «Собор».

Критика всегда отмечала главную черту творчества Гончара: умение возвысить человека. Думается, что умение обращать внимание больше на добрые, дружеские, солнечные стороны жизни своих героев, чем на темные его проявления (хотя они и не исчезают из поля видения писателя), Гончар получил именно в Ломовке, среди «хороших», «хороших, незлобивых людей ».

Он любил людей «трудовых», которые живут содержательной жизнью, «оставляют глубокий след на земле - лучистый мир любви ...».

На Приднепровье Гончар имел множество поклонников и друзей. Длительные дружеские отношения поддерживал с днепропетровскими литераторами, своими ровесниками Сергеем Завгородним, Дмитрием Демерджи, Михаилом Шатровым, Петром Бибой. По словам самих писателей, сформировал целое поколение днепропетровских шестидесятников, в сознании которых есть что-то от художественной сущности Олеся Гончара. Это и Семен Данилейко, которого благословил в литературу Гончар, написав предисловие к его первой книги «Родная сторона», и Владимир Михайличенко, рецензию на книгу которого «Ритмы Кривбасса» написал Олесь Гончар, и Олесь Завгородний, в творческой судьбе которого сыграл непосредственное участие Гончар , направив его на переводческую стезю, и Виктор Корж, для которого встреча с Гончаром стала «высшим знаком его писательской судьбы».


. .

Называя днепропетровские года наиболее характерными, самым решающим для своего формирования, Гончар с неослабевающим вниманием всегда следил за развитием литературного процесса в крае. Он часто получал для первого прочтения рукописи своих земляков Михаила Дьяченко, Сергей Бурлакова, Марии Зобенко, Александра Ратнера и многих других. Несмотря на огромную занятость (работа в Верховной Раде, Совету Мира, ООН) ни из произведений не оставлял без внимания, хотя несколькими строками, собственноручно отвечал авторам, радуясь за их успехи. «Знаю по собственному опыту как важна может быть поддержка в начале творческого пути», - говорил он.

Последние годы жизни Олесь Гончар не приезжал в Днепропетровскую. И в 1994 году, за год до смерти, писатель в своем дневнике запишет:

«Самыми счастливыми для меня, думаю, были 50-е, 60-е годы. Каждое лето живем в Ломовке. Рядом - любимая жена. Растут дети. На уютном споришевому дворе все свои ... Вечером сходятся у нас все добрые люди, ближняя и дальняя родня, тогда щелкает упорно домино или просто говорим допоздна, слушаем дальние пение по заводским наших поселках.

Вокруг все хорошие незлобивые люди, родня, заводчане, рыбаки, охотники, шутники ... И мы оба еще молоды, труд дается, полно творческих замыслов. Я целыми неделями в степях, среди солнца, возвращаюсь загорелый как скиф, тогда Валя садится за печатную машинку - труд идет, как песня.
О, какие это были роскошные украинские вечера ».

О Олеся Гончара написано множество книг, статей, исследований. Каждое произведение этого писателя становился явлением литературной жизни. Он был причастен к самым исторических событий XX века. Приднепровья, земля, в которую он врос корнями и духовно был связан всю жизнь, имело большое значение в становлении Олеся Гончара как личности и писателя.

Гончар - биография (создано - Еленой Кульбач)