Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Подготовка к ЕГЭ, ГИА - хронический стресс от экзаменов вредит знанием

  1. Стресс может быть и полезным
  2. Со школьными экзаменами все это не работает
  3. Уровень стресса перед экзаменами зашкаливает

Оксана Шевченко

Наступает горячая пора ВНО и ГИА. Дети, которых касаются эти важные школьные события, уже сейчас испытывают тревогу. Реагируют они на это с разной степенью проявления, но очевидно, что все испытывают стресс. Как он влияет на них?

Светлана Панина - психолог, гештальт-терапевт написала у себя на странице Facebook эмоциональный, но обоснованный с точки зрения психологии пост. Мы публикуем его с разрешения автора.

Мы публикуем его с разрешения автора

Светлана Панина - психолог, гештальт-терапевт, мама троих детей.

Экзамены - это худшее, что можно придумать для "стимуляции" обучения. Ожидания экзамена - огромный стресс для ученика любого возраста, но особенно уязвимы дети.

Стресс может быть и полезным

Например, выступление на сцене или даже перед классом с докладом, ситуация спортивных соревнований, особенно командных - это стресс, но чаще всего переносим и способствует формированию новых синаптических связей в мозге. Сносный потому что, например, сохраняется хотя бы относительная свобода выбора - участвовать или не участвовать. Ответственность за выступление разделена с тренером или руководителем творческого коллектива, есть возможность оставить занятие, которое не приводит к желаемому успеху и попробовать себя в чем-то другом.

Со школьными экзаменами все это не работает

У тебя нет выбора, ты обязан изучать те дисциплины, которые диктует школьная программа и именно в том объеме и качестве, которое предложат пользователя "для всех" учебники и расскажут обученные "учить всех" учителя. При этом учитель ответственности за учеников не несет. Только некую усредненную "средний балл оценки".

Поэтому...

... ВСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА успехе или неуспехе на экзамене лежит исключительно на РЕБЕНКУ.

При этом ресурсов у ребенка ограниченное количество. И кому-то из детей достались правильные буквы, например, могло повезти с врожденными способностями, а кому-то с родителями и репетиторами. А кому-то достался набор из четырех кубиков с буквами П О Ж и А. Им предлагают на экзамене составить слово "Счастье". И если не получится - вся ответственность не на тех, кто выдал такие кубики, а на детях. Даже тех, у кого кубики правильные, довольно серьезно трясет, они ожидают не выступления на сцене, где они сорвут аплодисменты. Они ожидают смертной казни, на которой их, возможно, помилуют. Они уже постараются составить правильные кубики в правильной комбинации, как их учили в школе. Но вероятность ошибок, вызванных, опять же, ожиданием казни, все равно остается. Ну а те, кто уже понял о неправильных кубики, ожидает смертной казни или обречен и не учится складывать кубики, потому что все равно результат предрешен. Или бунтует.

Или бунтует

Уровень стресса перед экзаменами зашкаливает

Это уровень стресса в человека, который ожидает наказание. Гормон стресса кортизол, который оказывает стимулирующее действие в небольших количествах, начинает разрушать память, когда стресс становится невыносимым и хроническим.

Хронический СТРЕСС БЛОКИРУЕТ свежи воспоминания И ПЛОХО РАБОТАЕТ НА долговременную память. ЕСТЬ, ЧЕМ БОЛЬШЕ стресса, ТЕМ ХУЖЕ РАБОТАЕТ ПАМЯТЬ. Тем тяжелее УЧИТЬСЯ. ТЕМ МЕНЬШЕ усваиваются ЗНАНИЯ.

А если добавить сюда общую обстановку в наших школах, где тот, кому и так не слишком повезло с идеальными способностями к запоминанию и обработки информации, гораздо чаще подвергается стрессу, когда его унижают учителя и смеются одноклассники, то экзамены становятся контрольным выстрелом в голову многим ученикам. Как можно любить учиться в обстановке ожидания казни?

Кортизол нужен нам для выживания. Но он препятствует развитию. Школа в идее должна быть местом, куда мы приводим детей развиваться. Почему же она превратилась в место, где детям приходится выживать? В большинстве школ развитие идет не благодаря школьной системе, а вопреки ей. "Хронический стресс убивает мышление" - вот что должно быть написано на дверях наших школ под буквами "Добро пожаловать".

Фото: shutterstock.com

Читайте также

Как он влияет на них?
Как можно любить учиться в обстановке ожидания казни?
Почему же она превратилась в место, где детям приходится выживать?