Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Или стоит идеализировать ВНО?

На контрасте со вступительными экзаменами при университетах, которые оставляли широкий простор для коррупции, введение ВНО действительно имело определенные положительные последствия, как минимум, уменьшая вероятность, что при поступлении от вас потребуют взятку. Однако, несмотря на то, что независимое оценивание имело целью «обеспечения равного доступа к качественному образованию» (МОН 2007), как показывают статистические данные, успешность сдачи теста продолжает зависеть от социального происхождения. Большинство ТОП-школ по баллам ВНО - это специализированные школы / лицеи / гимназии областных центров (Фокус 2015). Если в этих учебных заведениях средний балл находится на уровне 180 баллов, то в целом по Украине на уровне 150, а в селах - 146. И даже если не принимать во внимание высокие значения, в среднем результаты по областным центрам и элитных школах значительно выше, чем в селах и общеобразовательных школах (Таблица 1,2).

Таблица 1. Средний балл ВНО в учебных заведениях различных типов (2014).

Тип школы

Средний балл ВНО

Количество учебных заведений

Общеобразовательная школа

147,7

9252

лицей

157

581

специализированная школа

157,2

563

гимназия

159,2

730

Общий средний балл

149,3

11126

Таблица 2. Средний балл ВНО в населенных пунктах различных типов (2014)

Тип населенного пункта

Средний балл ВНО

Количество учебных заведений

село

146,1

5880

Поселок городского типа

150

958

город

152,9

2481

областной центр

153,7

1568

Киев

157,1

391

Общий средний балл

149,3

11278

Сам факт введения ВНО в качестве независимого механизма селекции сигнализирует о факторах, в пределах которых объективная оценка абитуриентов не может быть осуществлена, а именно о гетерогенности структурных условий среднего образования по качеству предоставления образовательных услуг и коррумпированность высшего образования. Само же тестирование является лишь механизмом оценки знаний, который конструирует красивый миф о том, что ребенок из бедной семьи наконец получила возможность получить высшее образование. Использование ЕГЭ, несмотря на громко заявленную цель, не может само по себе решить проблему неравных условий обучения и подготовки к сдаче тестов без дальнейшего реформирования среднего и высшего образования и широких структурных преобразований. ВНО может быть подходящим инструментом на переходном этапе проведения реформ, однако, учитывая, что с момента его разработки и апробации прошло уже более десяти лет, а положительных сдвигов в направлении обеспечения равенства в получении знаний так и не произошло, это наталкивает на мысль, что независимое оценивания выполняет функцию не расширение доступа к высшему образованию, а, наоборот, консервирования сложившейся ситуации и приостанавливает любые дальнейшие изменения.

Что говорит о ВНО общественное мнение?

Согласно общенациональными опросами населения Украины, проведенными в 2008-2014 годах фондом «Демократические инициативы», «внедрена с 2008 года система поступления в высшие учебные заведения за ВНО поддерживается большинством населения Украины, причем эта поддержка с годами растет: в декабре 2008 года ее поддерживали 42% населения (не поддерживали 34%), а в марте 2011 года - 46% (не поддерживали 30%) », (Фонд« Демократические инициативы »имени Илька Кучерива 2011). Однако анализ оценки украинским обществом механизма селекции при поступлении в вузы по другим индикаторам (согласно результатам того же исследования) показывает, что отношение к ВНО не является однозначным, как его подают эксперты.

Рис. 1. Основные недостатки при поступлении в вузы по результатам ВНО (декабрь 2014)

Важнейшим недостатком независимого тестирования, по результатам опроса (Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива 2014), является недостаточная подготовленность выпускников школ к ВНО (35,5%). Появление такой проблемы вполне объективной, учитывая отсутствие в рамках школьной программы непосредственной подготовки к независимому тестированию. Поэтому неудивительно, что наиболее важным путем улучшения ВНО украинское население считает улучшение подготовки учащихся в школах к сдаче тестов (36,9% в 2014 году). Также, согласно общественным мнением, сомнительна сама способность тестовых заданий объективно проверять знания (33,1% населения считают тесты несовершенными).

Несмотря на особый упор на «принципах прозрачности и объективности» ЕГЭ, другие недостатки, указанные населением и связанные с неуверенностью в прозрачности вступительных механизмов, намекают на возможность случаев коррупции в процессе составления тестов и при зачислении абитуриентов. Результаты опроса в этом отношении - неоптимистичны: 10,8% населения сообщают, что лично сталкивались с фактами коррупции (подкуп, использование знакомств и т.д.) при сдаче ВНО; 25,3% лично с этим не сталкивались, но слышали об этом достоверно от своих знакомых; 23,1% сами не сталкивались, но об этом слышали, хотя не уверены, это достоверно, просто слухи. Кроме того, следует учитывать, что само представление граждан о том, что «без денег невозможно вступить», может препятствовать попыткам поступления в вузы представителей уязвимых категорий населения, что также способствует восстановлению образовательного неравенства.

Недостаточная подготовка к ВНО в рамках школьной программы создает необходимость обращения за дополнительными услугами в изучении или повторении нужного материала вне институтом школы, повышая спрос на репетиторов. Учитывая необходимость дополнительных затрат на услуги репетиторов, это также в значительной мере способствует воспроизводству неравенства в доступе к высшему образованию, ставя успешную сдачу независимого тестирования в зависимости от финансовых возможностей и социального происхождения абитуриента.

Учитывая необходимость дополнительных затрат на услуги репетиторов, это также в значительной мере способствует воспроизводству неравенства в доступе к высшему образованию, ставя успешную сдачу независимого тестирования в зависимости от финансовых возможностей и социального происхождения абитуриента

Рис.2 Использование услуг репетиторов для подготовки к сдаче тестов (выпускники 2014)

Как видно из диаграммы (рис. 2), большинство населения (62%) в целом использует услуги репетиторов для подготовки к сдаче тестов. Стоимость услуг на соответствующих сайтах составляет от 70 до 140 грн. Если взять за среднюю стоимость 100 грн, то подготовка по 3 предметам будет стоить в месяц 2400 грн. Учитывая объем средней заработной платы (3534 грн. В месяц по Украине по состоянию на 2014 год), комплексная подготовка к ВНО является серьезным ударом по бюджету домохозяйств, поэтому вполне закономерно, что ее могут себе позволить только 10% населения.

Что может на самом деле содействовать расширению доступа к высшему образованию?

На успешность прохождения ВНО и, соответственно, на шансы получить высшее образование влияет множество социальных факторов, которые трудно контролировать образовательной политики. Кроме материально-технической базы учебного заведения, на шансы получить высшее образование влияет культурный и экономический капитал семьи, определяет доступ к ресурсам, необходимым для подготовки к ЕГЭ, так и выбор образовательной траектории.

Полное решение проблемы воспроизводства образовательного неравенства требует радикальных изменений в социальной структуре общества, направленных на создание равных условий, а не иллюзорных возможностей получения качественного образования. Однако по мере расширения доступа к высшему образованию возможно путем ликвидации любых механизмов селекции и принятия абитуриентов в вузы на базе наличии одного только аттестата о полном среднем образовании, получает каждый выпускник школы. Подобная практика была введена в Боливаринському университете Венесуэлы в рамках широкой академической автономии, предполагает не только возможность создания университетом образовательных программ и курсов, но и разработку собственных правил отбора абитуриентов. Такие изменения являются рискованным шагом, ведь широкая автономия не всегда действует в интересах расширения доступа к образованию. В частности, как показывает западная образовательная модель, имплементация автономии может иметь и обратные последствия: установление дополнительных селективных условий, превращает тот или иной вуз на элитарное заведение, в который попадают лишь избранные. Даже в странах, где высшее образование считается бесплатной, а общеобязательные вступительные экзамены отсутствуют (Финляндия), проблема воспроизводства неравенства остается актуальной, поскольку критерии вступления все равно предусматривают определенный механизм селекции (собеседование, результаты школьных достижений, мотивационное письмо и т.д.), в результате которого в университеты с большей вероятностью попадают носители соответствующего культурного и экономического капитала.

Учитывая, что с начала абитуриенты имеют неравный доступ к ресурсам, необходимым для поступления в ВУЗ, важно не только гарантировать всем бесплатное образование, но и обеспечивать студентов стипендиями. Это, конечно, потребует увеличения бюджетных расходов на образовательную отрасль, но не имеет качественное образование быть первоочередной социальной гарантией, которую реально обеспечить путем развития государственного сектора экономики? Кроме того, эта идея, предполагаю, встретит шквал критики вроде: как тогда выбирать наиболее способных? Однако более глубокий вопрос в том, при поступлении в вузы действительно происходит меритократических отбор лучших и есть ли он вообще возможным в неравных социальных условиях? Как показывает финская модель среднего образования, ученики могут выпускаться из школы с примерно равными знаниями, если основной целью образовательной политики выбрать установления социального равенства. Пожалуй, немного идеалистическая картинка, особенно в контексте политики «затягивания поясов», но, выбирая ту или иную модель реформирования образовательной системы, стоит, в первую очередь, определиться: какую функцию должен выполнять высшее образование - социального лифта или механизма воспроизводства неравенства?

ссылка:

LB.ua 2015 Выводы из скандала вокруг ВНО. Доступ 21.05.2015 по адресу: http://blogs.lb.ua/olha_strelyuk/305230_visnovki_zi_skandalu_navkolo_zno.html

День. Kiev.ua, 2015 «Необходима пересмотр состава комиссии». Доступ 21.05.2015 по адресу: http://www.day.kiev.ua/uk/article/den-ukrayiny/neobhiden-pereglyad-skladu-komisiyi

Министерство образования и науки Украины - Приказ 25.12.2007 №1171 О внешнем независимом оценивании учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, изъявивших желание поступать в высшие учебные заведения в 2008 году. Доступ 21.05.2015 по адресу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0005-08

О внесении изменений в бюджетный кодекс Украины относительно реформы бюджетных отношений: Закон Украины от 28.12.2014 № 79-VIII

Фокус 2015 Большая перемена. Рейтинг школ Украины. Доступ 21.05.2015 по адресу: http://focus.ua/society/327408/

Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива 2014 Отношение населения Украины к внешнему независимому оцениванию - результаты общенациональных опросов, проведенных в 2008-2014 годах. Доступ 21.05.2015 по адресу: http://dif.org.ua/ua/polls/2015a/stavlennja-nasokah-.htm

Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива 2011 Тестирование и равный доступ к качественному высшему образованию: общественное мнение о ЕГЭ, поступление в вузы, проблемы высшей школы. Доступ 21.05.2015 по адресу: http://dif.org.ua/ua/publications/press-relizy/thyjkuyuio.htm

Что говорит о ВНО общественное мнение?
Что может на самом деле содействовать расширению доступа к высшему образованию?
Кроме того, эта идея, предполагаю, встретит шквал критики вроде: как тогда выбирать наиболее способных?
Однако более глубокий вопрос в том, при поступлении в вузы действительно происходит меритократических отбор лучших и есть ли он вообще возможным в неравных социальных условиях?