Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)

К 15-летию патриаршества владыки. Интервью газете "День".

.

К 15-летию патриаршества владыки. Интервью газете "День".


К 15-летию патриаршества владыки

20 октября 1995 Всеукраинский Поместный Собор Украинской православной церкви Киевского патриархата избрал третьим патриархом Киевским и всея Руси-Украины митрополита Филарета. Перед ним предстоятелями этой церкви были выдающиеся архиереи Мстислав Скрипник и Владимир Романюк.

Старший сын украинских крестьян Антона и Мелании Денисенко, уроженец села Благодатного Амвросиевского района Донецкой области, Михаил (таков светское имя патриарха Филарета) с юных лет избрал путеводной своей жизни служение Богу и украинскому народу. На него большое влияние гибель на войне отца Антона и, вопреки ожиданиям родственников, юноша после школы поступил в Одесскую духовную семинарию - единственного православного учебного заведения, ему советская власть позволила действовать в Украине. Затем была академия, получение научно-богословских степеней; ректорство в Московской духовной академии; монашеское, священническое и архиерейское многолетнее служение.

Сейчас Москва - церковная и светская - не любит популярного архиерея Филарета за то, что после восстановления независимости Украины в 1991 году он во весь голос заявил, что в независимом государстве должна быть независимая церковь.

И не ограничился заявлением, а приложил колоссальные усилия, чтобы это осуществить. За это Русская православная церковь 1997 наложила на него анафему (то есть отлучила от своей церкви, хотя в то время прошло уже пять лет, как он ее оставил). Ни одна поместная православная церковь официально не солидаризировалось с этим «наказанием», понимая ее сугубо политический характер.

На днях УПЦ Киевского патриархата отмечает 15-летие избрания (20 октября) и интронизации на патриарший престол (22 октября) владыки Филарета (Денисенко). На момент избрания патриархом владыке Филарету было 65 лет. Сейчас 81-летний Филарет так же, как и полтора десятка лет назад, полон энергии, воли, оптимизма, несокрушимой веры в неизбежность образования единой поместной Украинской православной церкви.

О владыке Филарету я расспросила ученого, который давно с ним сотрудничает как член Высшего церковного совета УПЦ Киевского патриархата и профессор Киевской православной богословской академии. Это - Дмитрий Степовик, доктор философии, богословия, искусствоведения; академик АН высшей школы Украины, главный научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. Максима Рыльского Национальной академии наук Украины.

- Сэр, когда и как вы познакомились с владыкой Филаретом?

- Я знаком с ним давно, но сначала не напрямую, не лично. Это произошло вскоре после того, как владыка Филарет прибыл на Киевскую кафедру в 1960-х годах. Как православный христианин я часто заходил помолиться в собор Св. Владимира. Где-то посередине литургии Филарет произносил проповедь. Сильной стороной мне казалось тогда его проповедничество, поскольку так, как это делал он, в соборе никто не проповедовал, по крайней мере на моей памяти. Поражали простота языка, логика, доведение сложных богословских истин просто и доходчиво. Я уже тогда был Новый Завет, а потом всю Библию. Некоторые места из нее помог мне правильно понять в своих проповедях с кафедры Филарет. Я покупал в соборе журнал «Православный вестник», который печатался на украинском языке, что было тогда редкостью. У меня до сих пор есть отдельные экземпляры этого журнала. Есть «Православный церковный календарь» на 1974 со списками имен, которые следует давать людям, когда они принимают святое крещение. Редактором календаря был о. Иван Черниенко, секретарем редакции - о. Роман Швец. Но в журнале и календаре ощущались рука и благословение митрополита.

И я в те годы своей молодости не думал, что когда дороги приведут меня к личному знакомству с этим легендарным архиереем современности. Произошло это после исторических событий июня 1992, когда объединились УАПЦ - уже в то время церковь патриаршая, возглавляемая митрополитом патриархом Мстиславом (Скрыпником) и УПЦ МП, возглавляемая митрополитом Филаретом (Денисенко). Эти события побудили к тому, что уже при Мстиславе, а потом и при патриархе Владимире, митрополит Филарет принимал меры для восстановления обучения в духовных школах - семинарии и академии. Как известно, духовная школа в Киеве имеет глубокую 400-летнюю историю, потому что основана она 1615 под названием братская школа. Впоследствии это - Киево-Могилянская академия, а с 1819 года - Киевская духовная академия. КДА была восстановлена ​​1993 усилиями владыки Филарета и патриарха Владимира. Разместилась Академия в стилобате под Андреевской церковью.

Впоследствии на территории Михайловского Златоверхого монастыря, тогда еще не отстроенного, мы ходили на богослужение в небольшой Ивано-Богословский храм, называемый Трапезной церковью. Однажды, в конце лета 1993 года, здесь служил митрополит Филарет. Когда владыка выходил, то, называя меня по имени и отчеству, подозвал к себе. Я был очень удивлен, потому что лично мы никогда не разговаривали. И вот вдруг владыка знает не только мою фамилию, но имя и отчество. Я работал тогда, как и теперь, в Институте искусствоведения, фольклористики и этнологии, но еще не имел опыта преподавания в духовных заведениях. А владыка Филарет предложил мне преподавать историю христианского искусства. Я тогда был уже несколько книжных публикаций, из гравюры, с иконы с целой христианской иконографии. Я согласился и сразу после восстановления академии и семинарии начал читать курсы лекций по истории христианского искусства и византологии.

- И какое продолжение имела эта первая встреча в далеком 1993 году? Вы - преподаватель, а у него, как у правящего архиерея большой церкви в большом государстве, много своих обязанностей. Могло такое быть, что первая встреча - она и последняя?

- К счастью - нет. Дело в том, что владыка Филарет не просто богослов, а ученый богослов. С 1993 года и до сих пор он занимается нашей Богословской академией. Постоянно бывает у нас в академии, внимательно формирует ее ректорат, ученый совет, профессорско-преподавательский состав. Передал в академическую библиотеку сотни редких книг собственной библиотеки, помог нескольким преподавателям, в том числе и мне, выдать несколько монографий по богословию и истории церкви, монастырей, житий украинских святых. Когда я в 2001 года покровительствовал свою третью докторскую диссертацию на соискание ученой степени доктора богословских наук, патриарх Филарет прибыл на защиту, внимательно слушал моих оппонентов, мои ответы им; сам участвовал в дискуссии. Он предложил мне войти в состав Высшего церковного совета патриархата, не раз приглашал сопроводить его с делегацией в зарубежных поездках, в частности в Соединенные Штаты Америки. Я от него научился. Богословские знания его глубокие, он прекрасно знает книги Святого Писания. Я уважаю его сдержанность, жизненный опыт. Больше, о чем хотел бы сказать, - это выдающиеся его человеческие качества. Уважаю его как человека патриотически настроенную, которая безгранично любит Бога и Украину. Я постоянно убеждаюсь в этом, ведя с ним уже восьмой год радиопередачи «Евангельская духовность и настоящее» и «Христианские диалоги» на Третьем канале Национального радио. Патриарх Филарет разъясняет и комментирует каждую строку Библии. Я оценил усердие его знаний, углубление его в богословские тонкости, особенно в послание апостола Павла. Патриарх дает четкие, понятные для простонародья объяснения.

Бывая не раз в США и других странах с патриархом, я как член Высшего церковного совета Киевского патриархата, увидел, что он умеет вежливо общаться с людьми разных категорий - со старшими лицами украинской диаспоры, с молодыми и даже детьми. Для каждого человека он находит слово. При этом патриарх не пытается специально понравиться кому-то, не прибегает к комплиментарных высказываний, а говорит спокойно, серьезно, как и положено иерарху высокой пробы. И именно спокойствием, простотой, взвешенностью каждого слова патриарх завоевал необычайную популярность в Украине, а также в украинском зарубежье, и среди иностранцев. Я был свидетелем этого, дважды, в 2007 и 2009 годах, когда в сенате США в Вашингтоне один из сенаторов, представляющий в сенате штат Канзас, - Сэм Браунбек был настолько удивлен глубиной знаний патриарха по различным вопросам «духовной» жизни, в том числе и в США, в конце обоих бесед повторил одну и ту же фразу: «Я полностью разделяю ваши взгляды». Здесь, в самом центре Вашингтона, сенаторы, конгрессмены, члены правительства, когда знают, что украинский патриарх находится в США, всегда хотят с ним встретиться и поговорить. Он завоевал авторитет в государственном департаменте и Конгрессе США. В октябре 2009 года патриарх прочитал одночасовую лекцию в знаменитом Институте имени Джорджа Кеннана. Кстати, на лекции и на встрече с прессой в этот институт приглашают только самых выдающихся гостей американской столицы.

- Как патриарх работает, имея многомиллионную паству, сорок епископов, несколько тысяч священников, шесть учебных заведений?

- О патриарха Филарета можно говорить много как о иерарха высшей пробы, хорошего администратора, выдающегося церковного чиновника - и в лучшем смысле. Но я еще раз подчеркиваю: мне он импонирует прежде всего как патриотически настроенная украинская человек, как муж глубокой веры в Бога, как общественный деятель, идет в разные аудитории - и хорошо, и плохо настроены по Киевского патриархата и его самого. Он проводит серьезную и очень нужную украинскому народу работу. Мы знали его когда-то как русского иерарха - тех, советских времен; и даже сомневались, знает ли он вообще украинский язык. У меня лично таких сомнений не было. Я рассуждал так: если архиерей Московского патриархата в условиях советских ограничений украинского языка принадлежит к верхушке епископата РПЦ, но издает журнал на украинском языке «Православный вестник», то такой архиерей, видимо, не только знает, но и любит украинский язык. И как раз теперь, когда патриарх Филарет перевел с русского синодального издания полные тексты Святой Библии, когда он перевел немало богослужебных книг, уже не один я, а весь народ убедился в его любви к языку нашей и к Родине нашей. Библию в переводе патриарха Филарета восприняли греко-католики, римо-католики, протестанты. Они заказывают этот перевод для потребления в своих церквях. Метод его перевода - это метод трудолюбивой и ответственной человека. Он тщательно все проверяет с ручкой в ​​руках, слово за словом, причем не только в Киеве, но и в своих многочисленных поездках.

Все эти черты характера свидетельствуют, что мы имеем иерарха именно такого, которого требует наша сложная сутки и ситуация в украинской церковной жизни. Подумаем, каким был Киевский патриархат в середине 90-х годов ХХ века и каким стал Киевский патриархат за последние 15 лет. Я не преувеличиваю его трудолюбия в персональном измерении. Он - обычный человек простого крестьянского происхождения. Как и все мы, он бывает усталый, бывает печальный за неудачи и радостный успехам церкви. Кому помогает Бог и с немощного делает духовную силу? Тому, кто умом, сердцем, обеими руками держится правды, не лукавит, а не хитрит, не злоупотребляет своим положением начальника, заботится о своих ближних, как о самом себе, и даже больше самого себя. Такие черты я замечал у владыки. И в наше время гипертрофированного эгоизма особенно ценишь эти черты, потому что человек его формата, его положения могла бы вести себя совсем иначе, а он не позволяет себе такого поведения, имея в сердце страх Божий.

- Вы упомянули, что путешествовали с патриархом за океан. Известно, как обставляют свои визиты за границу большие начальники. Вот недавний пример приезда в Украину «гостя» - московского главы РПЦ Кирилла Гундяева: громко заявлял, что он - «наш» и приехал к «своему» народу, а имел при себе сотни охранников и свита из десятков помощников; «Мерседесы», пятизвездочные отели, изысканные блюда. Одним словом - современный имперский «апостол» XXI века. Я имела счастье быть в патриаршей делегации в США в 1998 году и то такого не замечала при поездках Святейшего Филарета.

- Владыка Филарет - не имперский патриарх, а народный, и такой помпы, которой уже дважды обставляли при приездах в Украине Московского патриарха Кирилла, нигде у Филарета не бывает и близко. А если бы кто-то и хотел устроить ему такую ​​великолепие, он это сразу бы отверг. Знаю это, видел это. Патриарх Филарет - скромный. Мы, которые иногда путешествуем с ним, наблюдали во время поездок, как тщательно обследуют на аэродромах авиапассажиров, чтобы они в самолеты не брали ничего лишнего. Намекали мы служащим: дескать, это - патриарх, пожилой человек, пропустите его так. Но там, на Западе, в поездках все равны. Да и сам владыка не стремился добиваться каких-то привилегий и говорил: «Я, как и каждый путешественник, должен подвергаться всем правилам проверки, которые здесь есть». Я не раз наблюдал проявления его безпретензийности, спокойного отношения к неудобствам, готовности безропотно переживать трудности в критических ситуациях.

- Есть ли шансы, что Москва, Московский патриархат когда изменит свое неприятие УПЦ Киевского патриархата и персонально владыки Филарета?

- Шансы есть, но сегодня они нас особо не интересуют. Киевский патриархат неистребимый. Он не может быть отменен, даже если бы Кремль вместе с Московским патриархом так нажали бы на послушную им нынешнюю власть в Украине, что эта последняя сделала бы безумный шаг и сняла с регистрации Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Между прочим, такой «совет» давали украинским политочильникам во время приезда Кирилла в Одессу. Догадываемся, что «совет» был отклонен.

Московский патриархат никуда не денется и в свое время вынужден будет признать абсолютную и полную независимость от себя Украинской православной церкви. И эта церковь всегда будет патриаршей, не "чьей-то» митрополией; будет единой и поместной. Но нужно время. В русском православии очень мало христианства. Они говорят, что являются православными, но избегают называть себя христианами. Потому что знают, чувствуют, что таковыми не являются. Ну скажите, что это за «православие» и что это за «христианство», в котором евангельскую любовь к соседу заменено на сатанинскую ненависть - вплоть до того, что заставляют перекрещивать детей, если они уже крещены во имя Отца, и сына и Святого Духа священником Киевского патриархата?

Думаю, среди российских верховод должны быть трезвые люди, а не одурманенные угаром шовинизма и зуда поглотить Украину. Не так верю даже этим трезвым (так как это истина, что «демократическая» российская демократия заканчивается на украинском вопросе), как Богу, который оговтае их ни в чем не основанную гордыню и заставит жить с соседями так, как положено цивилизованному - хотя бы на словах христианском - народу.

- И последнее. Представители Московского патриархата утверждают, что основным препятствием к «решения вопроса православия в Украине» является как раз наш дорогой юбиляр - Святейший Патриарх Филарет: мол, если бы не он, все бы решилось хорошо и быстро. Этому следует верить?

- Ни в коем случае - нет. Это старая песня коварной Сирены - знаете этот образ из античной мифологии? Цель угорели шовинизмом - решить «украинский вопрос» поглощением: экономическим, политическим, финансовым, территориальным и, конечно, церковным. Поэтому говорит поговорка: не верь псу спереди, а лошади сзади Враги Киевского патриархата и лично предстоятеля церкви владыки Филарета не устают придумывать разные страшилки и пропагандного штампы, якобы Филарет - гордый, властолюбивый, даже жестокий (я за 15 лет не слышал, чтобы он на кого-то даже повышал голос), и только через него в Украина до сих пор не объединились три православных церкви. Я лично такое мнение: эти лица приписывают святейшему Филарету собственные грехи и недостатки, считая, что он похож на них самих.

Пятнадцать миллионов православных христиан Киевского патриархата, христиане других церквей, украинская интеллигенция, все порядочные люди думают и поступают иначе: патриарх Филарет - на высоте своего положения. Мы счастливы, мы благодарим Бога, что сегодня имеем такого предстоятеля нашей святой церкви. Церкви действительно Украинской и действительно православной - церкви Киевского патриархата. Киевский патриархат - это данность Бога, и данность пожизненная!

Нина БАЙ, день

Сэр, когда и как вы познакомились с владыкой Филаретом?
И какое продолжение имела эта первая встреча в далеком 1993 году?
Могло такое быть, что первая встреча - она и последняя?
Как патриарх работает, имея многомиллионную паству, сорок епископов, несколько тысяч священников, шесть учебных заведений?
Кому помогает Бог и с немощного делает духовную силу?
Есть ли шансы, что Москва, Московский патриархат когда изменит свое неприятие УПЦ Киевского патриархата и персонально владыки Филарета?
Этому следует верить?
Это старая песня коварной Сирены - знаете этот образ из античной мифологии?