Реклама на сайте
Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Вольф Дитрих Хайм В случае наличия реального мандата ООН Австрия готова выполнить свою роль в миротворческой миссии в Донбассе

г..

Чтобы узнать, чем может быть полезен опыт приднестровского конфликта для Украины, которой может стать миротворческая миссия на Донбассе и в чем причины дружбы между российскими и австрийскими политиками, Неделя встретился с бывшим специальным представителем действующего председателя ОБСЕ по вопросам приднестровского урегулирования Вольфом Дитрихом Хайме Чтобы узнать, чем может быть полезен опыт приднестровского конфликта для Украины, которой может стать миротворческая миссия на Донбассе и в чем причины дружбы между российскими и австрийскими политиками, Неделя встретился с бывшим специальным представителем действующего председателя ОБСЕ по вопросам приднестровского урегулирования Вольфом Дитрихом Хайме.

В чем вы видите сходство и различие между конфликтами на Донбассе и в Приднестровье?

- Есть буквально несколько сходных черт, особенно если взглянуть на риторику, на определение и терминологию, которые применяются. Фактически, если внимательнее разобрать те характеристики, которые отличаются, они весят гораздо больше, чем это кажется без глубокого анализа. Слишком отличные история и зарождение этих конфликтов. В Приднестровье советские войска уже были там задолго до того, как Молдова объявила независимость, а в Тирасполе решили идти своим путем. И это очень большая разница, которую, я считаю, важно понимать.

Другим отличием для нас, я имею в виду в контексте усилий ОБСЕ по решению конфликта, является то, что формат переговоров был найден в 1992-м сразу после конфликта и договора о прекращении огня, который имеет двусторонний характер и подписан Молдовой и Россией. Одним из принципов, заложенных в основу этого формата, является признание сторон, участвующих в переговорах, равноценными. Это также отражено в переговорах в формате «5 + 2», где конфликтующие стороны свободно и без осложнений обмениваются мнениями. К ним относятся более или менее одинаково, как к равным, что слишком отличается от ситуации в Донбассе и минских договоренностей. Ведь там есть переговорщиков, которые не желают разговаривать друг с другом.

Читайте также: Ален Бурден: «Остановить рост городов практически невозможно»

И конечно, если говорить о посредничестве вне политики, в академических определениях, то каждый конфликт имеет свою зрелость. Эта зрелость в указанных случаях очень отличается. В приднестровского конфликта длинная история, уже почти 25 лет. За это время мы не имели практически никакого прогресса в смысле каких-либо решений. Только в прошлом году в ноябре ли не впервые увидели соглашение по пяти различным направлениям. Эти вопросы были по 10-15 лет предметом обсуждения, снова и снова. Пока не наступил момент, когда какая-то согласие стало возможным. Это также не похоже на Донбасс, где, как все мы надеемся, не будем ждать 20-25 лет, чтобы наконец начать решать неотложные вопросы населения. То, что именно потребности гражданских жителей является главным приоритетом наших усилий, делает Донбасс похожим на Приднестровье. Мы помогаем людям получить доступ к социальным службам, образования, делаем так, чтобы уважали их права, несмотря на конфликт и все сложности. В этом вопросе мы увидели неожиданный, но существенный прогресс на Приднестровье, даже когда никто не ожидал, что то произойдет.

Надеюсь, что-то похожее сможем увидеть и на Донбассе, хотя это и кажется безнадежным процессом. Кроме того, мы не видим оснований и признаков политического решения конфликта на Востоке Украины, до сих пор не можем договориться о том, что там происходит. Тогда как в Приднестровье мы пытаемся обмениваться взглядами относительно задач, которые ставим на эти переговоры. Конечно, у каждой из сторон свои политические стремления, они разные в Тирасполь, в Молдавии и у международного сообщества, но такое свойственно любом конфликта. И последним аспектом роль и значение РФ. На Приднестровье она получила возможность быть посредником в переговорах, пытаясь найти решение для прекращения конфликта. Россия была заинтересована в обеспечении имплементации всех договоренностей. Фактически она выбрала роль, идеальную с точки зрения политического контекста. На Донбассе все, конечно, не так, есть другое привлечения.

большая часть населения Австрии не знает, что происходит на Донбассе и насколько это серьезно. Некоторые слышал, что погибло более 10 тыс. Человек, и вряд ли знает причины и то, насколько опасен тот факт, что конфликт до сих пор продолжается

Расскажите об основных особенностях формата «5 + 2». Может ли он или его аналог быть применен в Украине?

- Я думаю, что «5 + 2» очень специфический формат, созданный именно для переговоров и урегулирования на Приднестровье. Было бы ошибкой считать, что его можно распространить на другие региональные конфликты.

Основа - это две стороны конфликта плюс три посредника (ОБСЕ, Украина и Россия) и два наблюдателя (ЕС и США), которые оказывают профессиональную помощь в формировании серьезных решений, основанные на реальных делах вместо длинных философских разговоров. Это является одним из главных достижений нового формата - подход, ориентированный на результат. Мы не собираемся только потому, что кому-то хочется поговорить. В то же время идет серьезная сотрудничество на высшем уровне, а встречи происходят только тогда, когда есть определенный проект близок к завершению. И их уже утверждаются решения, подготовленные и обработанные заранее на уровне рабочих групп. Для каждого уровня есть международные партнеры, представители посольств, которые помогают и проверяют, что работа ведется реально и содержательно.

Читайте также: Матье Булеґ: «Сегодняшняя политика Кремля направлена на увеличение стоимости реинтеграции Донбасса»

Важно отметить, что иностранные партнеры, в том числе и Украины, последние несколько лет играют весьма активную роль в таких процессах. Мы продолжаем подчеркиваем, что решение этих вопросов также важно и для вашей страны, когда речь идет об экономических и коммерческие потребности населения упомянутого региона. Много перспектив и направлений ведут непосредственно к Украине, в частности Одесской области. Считаю, Приднестровье понимает, что ваша страна является важнейшим партнером во многих проектах, например в образовании, социальной сфере и экономике. Так, закончив учебные заведения в Тирасполе, много людей едет получать высшее образование в Одессе. Для них мы нашли новый подход: теперь после нескольких лет в тираспольском университете студенты благодаря апостиля, заверенном в Кишиневе, могут ехать в Одессу или в любой другой европейский учебное заведение. Решение проблем молодежи является ключом к тому, чтобы положить конец конфликту, ведь именно она является будущим.

Кроме того, одна из важных черт - это двусторонний договор, который остановил военную фазу конфликта. То, что пример успешного урегулирования, непосредственно влияет на уровень привлечения сторон, это полезно для решения проблемы. Очень сложно создать отдельный формат для остальных вопросов. Когда мы говорим о других проблемных сферы, о региональных интересы, экономические, коммерческие или политические аспекты, невозможно применять принцип равноценности.
Международное сообщество, по-моему, имеет такой подход. Она признает Республику Молдова как единое государство, уважает ее территориальную целостность и суверенитет. В то же время каждый год, используя возможность, во время встреч министров 57 стран - участниц ОБСЕ отмечается, что предпосылки для особого статуса Приднестровья.

В свою очередь, власти Молдовы неохотно действует в этом направлении. Она не готова предложить любой особый статус или проект того, чем это может быть. А то может быть какой-то региональный статус, региональная автономия, что довольно часто встречается среди большинства европейских стран. Хотя, конечно, разница в том, что эта автономия родилась в результате конфликта. И то проблема, после 25 лет мы не имеем ни одного проекта или концепта для нее, который могли бы поставить на обсуждение. Необходимость поиска такого варианта молдавскому руководству постоянно указывают председателя ОБСЕ, в том числе и Себастьян Курц год назад во время своего визита в Кишинев и Тирасполь. Ситуация несколько осложнилась с избранием президента Додона, потому что мы имеем разные подходы. Но работа в формате «5 + 2» остается приемлемой и будет продолжаться. Все страны - члены ОБСЕ недавно в очередной раз подтвердили, что это единственный механизм для разрешения конфликта.

Говоря об ОБСЕ, а точнее о специальную мониторинговую миссию на Донбассе, часто обвиняют ее сотрудников в необъективности и низкой эффективности работы. Что, по вашему мнению, следует сделать для улучшения деятельности миссии?

- Я начну с того, что ОБСЕ в Молдове. Это 50 человек персонала, на которых кроме посредничества и помощи в разрешении конфликта положено широкий спектр задач. Так что там уже давно нет военной активности, делать это гораздо проще. Также в этой стране есть аналог украинского СЦКК, то есть общий военный орган - Совместная комиссия контроля, - ответственный за коммуникации, контроль и верификацию. В его состав входят офицеры из Молдовы, Приднестровья, России и Украины. В контексте этого конфликта упомянутое учреждение показала себя очень эффективной и конструктивной в решении вопросов размещения военных и миротворческих сил. Миротворческие силы в Молдове состоят из военных из Молдовы, России и Приднестровья, поэтому чисто с точки зрения терминологии это нельзя считать миротворческим контингентом ООН, где участники конфликта не участвуют в процессе урегулирования. В Украине в ОБСЕ чрезвычайно трудная задача. Я служил миротворцем под эгидой ООН на Кипре почти 30 лет назад, и во многом вызовы, сложности и обязательства, которые мы имели тогда, в 1960-е и 1970-е, наверное, были не такими опасными и сложными по сравнению с Донбассом .

Читайте также: Роландас Кишкис: «В странах НАТО сержанты - это советники офицеров»

В то же время работа наблюдателей миссии ОБСЕ не всегда заслуженное уважение. Все работники сталкиваются с вызовами, гораздо сложнее, чем те, что были у нас в безопасных конфликтах. За последние годы мы не имели дела со столь враждебным окружением и осознаем, что чрезвычайно трудно найти политическое решение. Это вызов на многие годы вперед. Однако в Приднестровье мы можем помочь и сделать лучшим жизни людей, проживающих в этом регионе, через надлежащее соблюдение их прав, как мы их понимаем в Европе.

На этом также сфокусирована и Совет Европы: на тех правах, которые они могут получить, которые должны уважаться, насколько это возможно. Речь идет о правах на коммерческую деятельность, образование, социальные блага, а также свободу передвижения. В этом больше заинтересована молодежь, ведь она мобильна и способна отделять политические разговоры от собственных возможностей создавать свое будущее и делать личный выбор. Эти политические лозунги звучат очень по-советски и отличаются от их реальности. Кстати, возвращаясь к первому вопросу, люди, живущие в Приднестровье, могут относительно свободно путешествовать. Они имеют паспорта и безвизовый режим. Мы организовали тесное взаимодействие с пограничными службами ЕС для того, чтобы люди имели нормальные процедуры, одинаковые с другими европейскими гражданами. Это позволяет бороться с предубеждением относительно блокады Приднестровья, которое распространяется некоторыми СМИ. Сейчас, после подписания Молдовой и Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, видим потребность и заинтересованность со стороны Приднестровья присоединиться к процессу экономической интеграции. Мы слышали это от представителей Тирасполя и даже от российских переговорщиков. На Донбассе все будет иначе через географические особенности и через отношение людей к этому вопросу.

Вернемся к проблемам Донбасса: сейчас обсуждается несколько вариантов развертывания миротворческой миссии. Как вы оцениваете перспективы этого и поможет ли это решению конфликта?

- Считаю, что тщательно спланированная миссия ООН по детальным и четко прописанным мандатом может помочь урегулированию конфликта и перехода на следующую стадию. Что я имею в виду под четким мандатом? Это прекрасно знают в ООН: миротворцы должны быть хорошо восприняты, для этого им нужно быть нейтральными, конечно, без участия сил участников конфликта. Ситуация в Приднестровье - это скорее исключение из правил в этом смысле, если называть силы, там находятся, миротворческими. На Донбассе, учитывая задействованную в конфликте артиллерию и тяжелую технику, эти силы должны быть достаточно мощными, чтобы суметь установить мир. Кроме того, все участники должны признавать их нейтральными и беспристрастными, не только за поведением, но и по общему восприятию, в частности за политикой, которую страна-миротворец ведет по конфликту. Будет довольно интересно посмотреть на состав этих сил. В Европе мы часто видели Швецию, Финляндию, Австрию, Швейцарию, Ирландию. Эти страны воспринимаются именно так, и с 1960-х они задействованы по всему миру. Также может быть важным и знание языка, следовательно, по моему мнению, Беларусь среди кандидатов. Что касается Австрии, то наше правительство уже заявил, что в случае наличия реального мандата ООН, который распространялся бы на весь регион, а не только на отдельные участки линии фронта, и настоящих обязательств по восстановлению административных процедур и проведения честных выборов, я считаю , мы готовы выполнить свою роль в этой миссии.

Читайте также: Бен ОьЛоґлин: «Люди в Украине часто ошибаются в своем понимании того, каким есть настоящая жизнь в ЕС»

В 2012 году в интервью Неделе вы предупреждали о негативных последствиях вероятной продажи украинской газотранспортной системы (ГТС) российской стороне. Последние события подтвердили вашу правоту. Сейчас есть другую угрозу - «Северный поток-2». Что вы можете сказать об этом проекте?

- В политическом смысле украинская ГТС - это превосходство над большинством стран ЕС. Но если вы посмотрите на игроков рынка и компании, то увидите, что картина несколько иная. Есть австрийские, немецкие, французские, голландские бизнес, которые активно включились в проект «Северный поток-1», а теперь и к его продолжению. Что касается Украины, то пока мы видим только процесс принятия решения. Хотя, по моему мнению, он несколько запоздалый, это должны решить еще несколько лет назад. Нужно было создать международную структуру, чтобы быть уверенным, что украинская ГТС работает в соответствии с объективными критериями. Тогда ни один европейский клиент не видел бы целесообразности в строительстве других газопроводов, которые во многом не нужны. Сейчас этот вопрос безотлагательное учитывая политическую ситуацию, однако решение может длиться два-три года, что уже поздно.

Вероятно, одним из направлений, который способен заинтересовать Европу, станет перспектива Украины хранить газ. Подземные хранилища Западной Украины могут обеспечить сохранность объема годового потребления некоторых стран, например Словакии, Венгрии и Австрии вместе. Таких возможностей не будет в проекте «Северный поток». В этом стратегическая ценность украинской ГТС. Будет стыдно, если это потеряется. Украина избавится доходов, хотя такое положение дел более или менее можно принять, и в то же время это уменьшит безопасность европейского газового рынка, чего мы хотели бы избежать.

Однако среди европейских политиков, в том числе и австрийских, довольно много тех, кто поддерживает российские планы. К тому же речь не только о газотранспортные проекты, но и о попытках подорвать единство ЕС и НАТО. В чем вы видите причину такого поведения? Как Украина должна противодействовать?

- Этому способствуют несколько факторов. Один из них - история. В Австрии крепкие и положительные воспоминания о совместной с Украиной историю, имея в виду западные регионы. Однако у нас есть такие же положительные моменты и с РФ. Если посмотреть в историю Австрийской империи, то в те времена мы были близки союзниками с Российской империей. И это положительное отношение сейчас переносится в современную Россию. Кроме того, есть довольно много людей, которые уважают Советскую армию за освобождение Вены и других частей страны во времена Второй мировой войны. Немало населения воспринимает это как освобождение от нацистов, сейчас активно культивируется как исключительно российское достижение. Хотя, в частности, украинское посольство часто напоминает, что в те времена Советская армия не была только на русском, были Украинских фронтах, была непропорционально большая доля украинских бойцов. Другой аспект: в этом году мы отмечаем 50 лет поставок природного газа, ведь Австрия была одной из первых западных стран, куда начался импорт российского топлива. И это показывается таким образом, что все это время это был надежный и бесперебойный процесс. Нельзя забывать и бизнес-среда, особенно финансовый сектор: в нем много российских представителей, значительно больше, чем украинских, в Вене довольно легко услышать русскую речь.

Читайте также: Хюґ Мингарелли: «Сегодня главным препятствием для украинских товаров на пути в Европу остается именно законодательство»

Это примеры того, какую политику Россия решила проводит в отношении Австрии. После такого позитива в отношении нашей страны и уважения к Москве со стороны Вены я был шокирован тем, как Россия может поступать со своими ближайшей соседями, пренебрегая их суверенитет. Особенно тем, что Она не стесняется использовать историю как инструмент для достижения собственных целей. В этом смысле я очень рад, что между Украиной и Австрией происходит диалог и есть контакты на высшем уровне. Недавно украинская делегация во главе с президентом Украины Порошенко посетила Вену, теперь мы готовим официальный визит федерального президента Австрии в вашу страну. В то же время контактируем и с Россией. Стараемся предоставить платформу для диалога не только с Украины, но и с Сирией и Ираном.

Также надо отметить, что всегда есть место для улучшения наших двусторонних отношений с Украиной. Мы получаем много информации о ситуации в стране, некоторые австрийские СМИ освещают развитие событий на Востоке. Однако большая часть населения Австрии не знает, что происходит на Донбассе и насколько это серьезно. Некоторые слышал, что погибло более 10 тыс. Человек, и вряд ли знает причины и то, насколько опасен тот факт, что конфликт до сих пор. Это серьезный вызов - попытаться донести до людей факты и дать им понять причины. В Австрии меня всегда удивляет отношение людей: они считают, что все происходит где-то очень далеко. Однако из Вены в Западной Украине расстояние меньше, чем в западных районов Австрии. Это задача для украинских дипломатов - донести объективную информацию о стране.

-----------

Вольф Дитрих Хайм родился в 1967 году в Кирхдорф-ан-дер-Кремс, Австрия. В 1994 году окончил Венский экономический университет. С 1994 работает в Министерстве иностранных дел Австрии. С 1997 по 2001 годы - атташе по вопросам культуры Посольства Австрии в Японии. С 2001-го по 2003-й - заместитель председателя дипломатической миссии (советник-посланник) Посольства Австрии в Финляндии. В 2004-2006 годах был заместителем руководителя Исполнительного секретариата по вопросам ЕС. С октября 2006-го по август 2010-го работал заместителем генерального инспектора и выполнял обязанности генерального инспектора МИД Австрии. С 2010 по 2015 годы - Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрии в Украине. В 2017-м - специальный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам приднестровского урегулирования.

В чем вы видите сходство и различие между конфликтами на Донбассе и в Приднестровье?
Может ли он или его аналог быть применен в Украине?
Что, по вашему мнению, следует сделать для улучшения деятельности миссии?
Как вы оцениваете перспективы этого и поможет ли это решению конфликта?
Что я имею в виду под четким мандатом?
Что вы можете сказать об этом проекте?
В чем вы видите причину такого поведения?
Как Украина должна противодействовать?